Sonata No. 6, Op. 27 No. 6 («Manuel Quiroga»)
В 1923 году Эжен Изаи создает цикл из шести сольных скрипичных сонат. Эти сочинения становятся продолжением традиций Иоганна Себастьяна Баха – ведь создавались они под впечатлением сонат и партит великого немецкого композитора. Но одновременно в них воплотились достижения современного автору скрипичного исполнительства. Любое из этих достижений связывалось с личностью какого-либо выдающегося скрипача, и каждая соната посвящалась одному из них. Эти посвящения были не просто данью уважения – в сонатах воплощались самые яркие и узнаваемые черты творческого облика того или иного музыканта. Сонату для скрипки соло № 6 ми мажор Эжен Изаи посвятил Мануэлю Квироге. Этот испанский скрипач был блестящим исполнителем-виртуозом и композитором, создавшим два скрипичных концерта, а также вариационные циклы, транскрипции и пьесы для скрипки. Парижскую консерваторию он окончил с первой премией по специальности, став первым после Пабло Сарасате испанцем, удостоившимся такой чести. Современники называли Квирогу лучшим преемником и духовным наследником Сарасате. В своих произведениях он широко использовал национальные мотивы, и не просто испанские, а именно галисийские, став первым композитором, претворившим музыкальный фольклор Галисии в академической музыке.
В исполнительском облике Мануэля Квироги Изаи восхищала исключительная техническая одаренность, и именно эту сторону его творческой индивидуальности композитор в первую очередь подчеркивает в посвященном ему произведении. Разумеется, и другие скрипачи, которым посвящены сольные сонаты Изаи, были блестящими виртуозами, и композитор учитывал это при создании сонат, но именно в Шестой сонате этот момент подчеркивается особо, и потому из всех сонат, входящих в цикл, она отличается наибольшей технической сложностью. Однако в музыкальном «портрете» Мануэля Квироги Изаи подчеркивает не только великолепную виртуозность, но и национальную природу его композиторского творчества.
Хотя Шесть сонат для скрипки соло задумывались и создавались Эженом Изаи как цикл, каждая из них представляет собой обособленное и самодостаточное произведение, которое допускает отдельное исполнение. Тем не менее в последовательности сонат прослеживается определенная логика: от сонаты к сонате возрастает техническая сложность и увеличивается диапазон, достигая апогея в Сонате № 6. В цикле можно выделить две небольшие группы по три сонаты, в каждой из них постепенно нарастает эмоциональное напряжение, достигая предела в последней. В первой группе такой кульминационной точкой становится Соната № 3 ре минор «Баллада», посвященная румынскому скрипачу и композитору Джордже Энеску, во второй – Соната № 6. Занимая сходное положение в цикле, эти два сочинения наделяются общими чертами. В обеих сонатах важной составляющей «музыкального портрета» становится национальная природа творчества скрипачей-композиторов (в Третьей сонате – румынская, в Шестой – испанская). В обеих сонатах ярко выражена декламационность (хотя Шестая и не названа «балладой»). Обе сонаты одночастны – впрочем, структурное сходство на этом заканчивается, принципы построения формы в них различны. Если Третья соната строится в форме вариаций, то Шестая представляет собой трехчастное построение, предваряемое вступлением и завершающееся кодой. По эмоциональному настрою это наиболее светлая и жизнерадостная из Шести сонат.
За вступлением, продолжительность которого составляет двенадцать тактов, следует первый раздел. Его структура лишена строгой периодичности, он построен относительно свободно, слагаясь из отдельных фраз и реплик. Это придает первому разделу сходство с каденцией. Тема, излагаемая в первом разделе, задает тон всей сонате. Два ее элемента – пунктирная ритмическая фигура и пассаж – подвергаются развитию. Первый элемент подвергается различным ритмическим преобразованиям, второй приобретает черты кантиленности.
Средний раздел сонаты – Allegretto poco scherzando – по объему уступает первому. Его музыкальный материал по своей ритмической основе напоминает хабанеру. Хотя этот танец и родился на Кубе, со времен «Кармен» Жоржа Бизе он ассоциируется с Испанией, и его появление в сонате, посвященной Мануэлю Квироге, напоминает об испанских мотивах, звучащих в его произведениях.
В репризе оба элемента темы первого раздела приобретают свой первоначальный вид, но исчезают ферматы на паузах, разделяющих фразы. Завершается соната стремительной кодой, которая строится на материале первого раздела и вступления.
Виртуозность Сонаты для скрипки соло № 6 ми мажор привлекла внимание исполнителей и публике к ней, а опосредованно – и к творческому наследию самого Мануэля Квироги, чья исполнительская карьера преждевременно завершилась из-за дорожно-транспортного происшествия.