Orgelwerke
В творческой жизни Феликса Мендельсона-Бартольди весьма важную роль сыграл орган – не случайно его заинтересовало творчество Иоганна Себастьяна Баха, композитора, который создал для этого инструмента немало прекрасных произведений. Этот интерес привил Мендельсону его наставник, композитор Карл Фридрих Цельтер – один из первых знатоков баховской музыки в XIX столетии. В юности он познакомился с замечательными органистами того времени – Фридрихом Вильгельмом Бернером, а также с Иоганном Кристианом Ринком, которого можно назвать «музыкальным внуком» Баха – ведь его наставник Иоганн Христиан Киттель учился у великого композитора.
С 1820 г. Мендельсон обучался искусству игры на органе у Августа Вильгельма Баха – ученика Цельтера. В 1829 г., впервые побывав в английской столице, он познакомился с известным органистом Томасом Аттвудом. Посещая европейские страны, композитор знакомился с различными органами. Впечатлениями от инструментов он регулярно делился в письмах – очевидно, каждая встреча с органом много значила для него. Совершенствуя свое органное мастерство, Мендельсон много импровизировал, а также работал над баховскими творениями. В 1832 г. он впервые дал органный концерт в Великобритании, а пятью годами позже состоялся его немецкий дебют в качестве органиста. Мендельсон успешно концертировал как исполнитель на органе, его концерты в Лондоне в 1837 г. проходили с грандиозным успехом.
В августе 1840 г. Мендельсон дал благотворительный концерт в Лейпциге, в церкви св. Фомы, где некогда служил кантором Иоганн Себастьян Бах, средства от этого концерта были направлены на создание памятника великому композитору-органисту. С этого времени Мендельсон считался признанным знатоком и исполнителем баховских творений.
Современники считали его виртуозом и лучшим органистом своего времени. Несколько раз он получал от администрации Лейпцига лестное предложение занять должность, которую когда-то занимал глубоко чтимый им композитор, но Мендельсон не считал себя достойным такой чести. Но именно в церкви св. Фомы состоялся его последний органный концерт. Примечательно, что композитор отдавал предпочтение органам эпохи барокко, и если даже ему приходилось играть на современных ему инструментах, он предпочитал не использовать те технические возможности, которые предоставляла их конструкция.
Выступая в таком качестве в разных городах Европы, Феликс Мендельсон-Бартольди в первую очередь ставил себе цель познакомить публику с произведениями Баха, но его репертуар не ограничивался творчеством великого предшественника. Мендельсон исполнял на органе и свои собственные произведения, и его органное творчество имело не меньшее значение, чем творчество фортепианное или симфоническое.
Свои первые органные произведения Мендельсон создал в период обучения у Августа Вильгельма Баха. Диапазон жанров свидетельствует о том, что образцом ему служило творчество Иоганна Себастьяна Баха: прелюдии, фуги, неоконченная Фантазия и фуга, Пассакалия до минор, партита из трех вариаций на тему хорала «Die Tugend wird durchs Kreutz geübet». Композитор возвращается к органному творчеству, начиная с 1831 г. Среди сочинений этих лет – две фуги (ре мажор и до мажор). Первое крупное органное сочинение, ставшее широко известным – Три прелюдии и фуги Op. 37.
Наиболее значительными органными произведениями Мендельсона стали Шесть сонат для органа, которые были изданы в 1845 г. Композитор выступил здесь как первопроходец, создав романтическую органную сонату, но опирался он на традиции эпохи барокко. В сонатные циклы Мендельсона – двухчастные, трехчастные и четырехчастные – входят различные барочные жанры: прелюдия и фуга, фантазия, разные варианты обработок хоралов. Тем не менее, органные сонаты Мендельсона – это не буквальное воспроизведение опыта баховской эпохи, а «повторение на новом витке». В сонатах № 1 и № 4 цикл приближается к сонатно-симфоническому. В сонатах № 3 и № 6 финалы напоминают созерцательные инструментальные миниатюры с романтическими мелодиями «песенного» склада, подобные мендельсоновским «Песням без слов».
Одним из первых среди композиторов-романтиков Мендельсон обратился к претворению протестантского хорала в светских музыкальных произведениях. Хорал в его органных сонатах претворяется по-разному. Например, в первой части Сонаты № 5 прямых цитат нет, но имеет место стилизация: размеренное ритмическое движение, строгая аккордовая фактура. В первых частях сонат № 1 и № 6, цитируя мелодии хоралов, композитор излагает их в четырехголосной фактуре, максимально близко к традиционному богослужебному исполнению. В первой части Сонаты № 3 хоральная тема излагается в педали, становясь основой двойной фуги.
Сонаты для органа создавались и до Мендельсона, но очень часто они не учитывали его особенностей и в принципе могли исполняться на любом клавишном инструменте. Феликс Мендельсон-Бартольди стал создателем специфического жанра органной сонаты.