Милютин Георгий (Юрий) Сергеевич (5 (18) IV 1903, Москва — 9 VI 1968, там же) — русский советский композитор. Народный артист РСФСР (1964). Лауреат Сталинской премии второй степени за песни «Ленинские горы», «Сирень-черёмуха» и «Морская гвардия» (1949).
В 1917-19 занимался на Музыкальнах курсах В. К. Коссовского. Окончил студию моcковского Камерного театра (1921), в 1930 — Московский областной музыкальный техникум (композицию изучал у С. Н. Василенко и А. В. Александрова). В 1919-23 выступал как драматический актёр; в 1924-25 пианист и композитор эстрадного коллектива «Синяя блуза». В 1929-32 пианист-иллюстратор немых фильмов в моcковских кинотеатрах. В 30-е гг. работал как композитор в драматических театрах Москвы. В 20-е гг. писал эстрадные песни.
Широкую известность принесли Милютину патриотические песни 30-х гг. и периода Великой Отечественной Войны 1941-45 — «Гибель Чапаева» (1936, 1-я премия на конкурсе ЦК ВЛКСМ), «На Дальнем Востоке», «Нас не трогай» (обе — 1938), «Чайка» (1939), «Возле города Кронштадта», «Всё равно», «Голубой конверт» (все — 1942), «Под Белгородом» (1945) и др. Песни Милютина отличаются эмоциональной непосредственностью, мелодической ясностью, задушевным лиризмом. Эти черты характерны и для лучших его песен послевоенного периода — «Сирень-черёмуха» (1948), «Ленинские горы», «Провожают гармониста», «Среди полей России» (все — 1949), «Синеглазая» (1955) и др.
С 1945 основное внимание уделял жанру оперетты. Сценическим произведениям Милютина свойственны стремительность развития действия, чёткость музыкальных характеристик. Оперетты Милютина посвящены, как правило, современной советской и зарубежной действительности. Композитор часто использует в них элементы фольклора (русского, гуцульского, латиноамериканского). Многие оперетты Милютина ставились за рубежом (София, Бухарест, Прага, Брно, Будапешт, Лейпциг и др.). Работал и в области киномузыки.
Сочинения:
оперетты — Жизнь актёра (1940, Моск. т-р оперетты), Девичий переполох (1945, Ленингр. т-р муз. комедии), Беспокойное счастье (1947, там же), Трембита (1949, Моск. т-р оперетты), Первая любовь (1953, там же), Поцелуй Чаниты (1957, там же), Фонари-фонарики (1958, там же), Цирк зажигает огни (1960, там же), Анютины глазки (1964, Свердловский т-р муз. комедии), Тихое семейство (1968, Моск. т-р оперетты); песни (более 40); музыка к спектаклям драматических театров, фильмам, в т. ч. «Карл Бруннер» (1936), «Дочь моряка», «Морской ястреб», «Сердца четырёх» (все — 1942), «Беспокойное хозяйство» (1943).
Литература: Медведев A., Юрий Милютин, М., 1956.
М. М. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Популярный советский композитор того поколения, творчество которого развивалось в 1930-е годы и достигло своего расцвета в послевоенный период, Милютин работал в жанрах оперетты, музыки к драматическим спектаклям, кинофильмам, а также массовой песни. Его произведения отмечены яркостью, жизнерадостностью, искренностью интонаций. В лучших из них, таких, как популярная песня «Ленинские горы», воплощены чувства, характер, душевный строй советских людей, их высокие идеалы.
Юрий Сергеевич Милютин родился 5 (18-го по новому стилю) апреля 1903 года в Москве в семье служащего. Музыкой начал заниматься довольно поздно, в десять лет, по окончании реального училища (1917) поступил на музыкальные курсы профессора В. К. Коссовского. Однако в эти годы главное для юноши — не музыка. Мечта стать актером приводит его в студию Камерного театра (1919). Но и музыка не заброшена им — Милютин сочиняет песенки, танцы, а подчас и музыкальное сопровождение к спектаклям. Постепенно осознает он, что его призвание — сочинение, труд композитора. Но вместе с этим осознанием явилось и понимание того, что надо серьезно учиться, приобретать профессионализм.
В 1929 году Милютин поступает в Московский областной музыкальный техникум, где учится у крупных композиторов и известных педагогов С. Н. Василенко (по сочинению, инструментовке и анализу музыкальной формы) и А. В. Александрова (по гармонии и полифонии). В 1934 году Милютин окончил училище. К этому времени он уже заведовал музыкальной частью в театре-студии Ю. Завадского, писал музыку к спектаклям многих московских театров, а в 1936 году впервые обратился к киномузыке (антифашистский фильм «Карл Бруинер»). Последующие годы композитор много работает в кино, создает популярные массовые песни «Чайка», «Нас не трогай» и др.
В дни Великой Отечественной войны Милютин продолжает активную творческую деятельность, с концертными бригадами выезжает на фронт, выступает в госпиталях.
Еще до войны, в 1940 году, Милютин впервые обратился к жанру оперетты. Первая его оперетта «Жизнь актера» на сцене не удержалась, но следующие произведения композитора заняли прочное место в репертуарах театров. Умер композитор 9 июня 1968 года.
Среди произведений Ю. Милютина — несколько десятков песен, в том числе «Дальневосточная», «Серьезный разговор», «Дружные ребята», «Сирень-черемуха», «Ленинские горы», «Комсомольцы-москвичи», «Провожают гармониста в институт», «Синеглазая» и др.; музыка к более десяти театральным постановкам и кинофильмам, в том числе к фильмам «Дочь моряка», «Сердца четырех», «Беспокойное хозяйство»; оперетты «Жизнь актера» (1940), «Девичий переполох» (1945), «Беспокойное счастье» (1947), «Трембита» (1949), «Первая любовь» (1953), «Поцелуй Чаниты» (1957), «Фонари-фонарики» (1958), «Цирк зажигает огни» (1960), «Анютины глазки» (1964), «Тихое семейство» (1968).
Л. Михеева, А. Орелович