«Севиль» — опера Ф. Амирова в 4 действиях, либретто Т. Эюбова по одноименной драме Дж. Джабарлы.
Премьера: Баку, 25 декабря 1953 г., под управлением А. Бадалбейли; 2-й редакции — Баку, 8 мая 1955 г.; 3-й редакции — Баку, 27 марта 1959 г. (этот спектакль был показан в Москве, на декаде азербайджанского искусства); 4-й редакции (концертное исполнение) — Москва, Концертный зал им. Чайковского, 26 декабря 1964 г.
Тема рабского прошлого и счастливого настоящего стала одной из центральных в искусстве советского Азербайджана. Она положена в основу ряда опер, среди которых «Севиль» — одна из самых ярких.
Действие происходит в Баку в 1918-1919-м, а также 20-х гг., охватывая как дореволюционный, так и послереволюционный период (советская власть в Азербайджане установилась в 1920 г.). Севиль, жена молодого банковского чиновника Балаша, мать его ребенка, переживает семейную драму. Муж изменяет ей, а затем по требованию любовницы выгоняет из дому. Севиль не смеет протестовать: женщина должна покоряться воле мужчины. Но разлука с сыном выше ее сил, и в сердце Севиль закипают гнев и протест. Пример женщин, сбросивших чадру, воодушевляет ее. Победа революции открывает для Севиль путь к новой жизни. Она растит сына, становится ученой. Тщетно умоляет ее бывший муж вернуться к нему. Для Севиль нет возврата к прошлому.
Музыка оперы напоена азербайджанским мелосом, причем автор нигде не остается пассивным созерцателем. Он творчески преобразует, развивает материал, используя традиции как национального, так и русского искусства. Опера Амирова — произведение эмоциональное, полное драматизма и одухотворенной лирики, а в изображении старого мира — сатирической силы.
А. Гозенпуд