Офферторий

Офферторий (позднелат. offertorium, от лат. offero) — подношу; точнее — Antiphone et Offertorium) — песнопение, исполняемое в католич. церкви во время обряда пресуществления даров — хлеба и вина, составляющего 4-ю и центральную по значению часть «особой мессы» (Proprium missae, см. Месса). Первоначально представлял собой псалм и антифон, исполнявшиеся попеременно двумя хорами. Позднее вместо антифонной приобрёл респонсориальную форму (см. Респонсорий) и примерно с 7 в. состоял из хоровых обрамляющих разделов, между к-рыми располагалось неск. сольных строф. В начале эпохи Возрождения сольные строфы отпали; лишь в 1958 Ватикан спец. постановлением вновь предписал их исполнение.

Для респонсориального О. характерны мелизматически украшенная мелодика сольных строф, интонац. связи между обрамляющими разделами и сольными строфами, повторение слов и целых словесных оборотов. Первые многогол. обработки О. появились в 15 в. Возник тип О., состоявший из одноголосного песнопения, к-рое исполняли верующие, и многогол. части, основывавшейся на хоральной мелодии в качестве cantus firmus (О. композиторов парижской школы Нотр-Дам). Со 2-й пол. 16 в. стали создаваться О. без cantus firmus, в свободном мотетном стиле (см. Мотет). Наиболее значит. О. этого стиля — «Оффертории на весь год» («Offertoria totius anni») Палестрины (1593) и 4-5-гол. О. «Священные песнопения» («Sacrae cantiones») Лассо (1582 и 1585).

В 17–18 вв. О. стал центр. частью «особой мессы» и создавался в виде полнозвучных 6-7-голосных или многохорных песнопений. В 18 в. преобладал тип более простого по музыке 4-гол. О., авторы к-рого стремились к возможно более ясной подаче текста. Возникли и новые формы О. — в виде чисто инстр. органной пьесы, концертного плана арии с инстр. сопровождением, кантаты. В таких О. часто использовались свободные, неканонич. тексты. В 18–19 вв. композиторы вернулись к литургич. текстам. В числе авторов О. — Й. и М. Гайдны, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер и др.

Литература: Lipphardt W., Die Geschichte des mehrstimmigen Proprium Missae, Hdlb., 1950; Steiner R., Some questions about the Gregorian offertories and their verses, «JAMS», 1966, v. 19; см. также лит. при статьях Месса, Григорианское пение.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Концертино Термины и понятия
Хор Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Колоратура Термины и понятия
Хорал Термины и понятия
Петербургская школа Термины и понятия
Онеггер Артюр Биографии
Вина Музыкальные инструменты
Фанданго Балет и танец
Тампет Балет и танец
Реверанс Балет и танец
Ecarte, экарте Балет и танец
Цветной слух Термины и понятия

Реклама