Канцона (итал. canzone, canzona, от лат. cantio — пение, песнь; франц. chanson, испан. canción, нем. Kanzone) — первоначально название разновидности лирич. стихотворений, зародившейся в Провансе и получившей широкое распространение в Италии 13–17 вв. Поэтич. К. имела строфич. строение и обычно состояла из 5–7 строф. С самого зарождения она была тесно связана с музыкой, к-рая подчёркивала её строфич. структуру. К., сочинявшиеся выдающимися итал. поэтами во главе с Петраркой, также получали муз. воплощение, обычно для неск. голосов. С муз. стороны такие К. сближаются с фроттолой. В 16 в. возникают и народные итальянские формы К., родственные вилланелле; к ним принадлежат разновидности canzoni alla napoletana и canzoni villanesche.
В 16–17 вв. в Италии появляются и инстр. К. — для клавишных инструментов, для инстр. ансамбля. Вначале это были более или менее свободные обработки французских chanson, затем и оригинальные сочинения в стиле таких обработок. Обычно они представляли собой последование разделов имитац. склада на родственные основной теме или новые темы (часто обозначались как «Allegro») с вклинивающимися между ними разделами гомофонного склада (часто обозначались как «Adagio»). Франц. вок. К. и их обработки назывались в Италии canzon (alla) francese, в отличие от итал. вок. К. — canzona da sonar. К. часто издавались в табулатурах, партитурах, голосах; последние допускали возможность исполнения ансамблем и (после соответств. обработки) на органе. Среди итал. авторов канцон — М. А. Каваццони, к-рому принадлежат самые ранние образцы инстр. К. (Recerchari, motetti, canzoni, Венеция, 1523), А. Габриели, К. Меруло, А. Банкьери, Дж. Д. Ронкони, Дж. Фрескобальди.
Фрескобальди часто применял в своих К. фугированное изложение, ввёл К. для солирующего инструмента с сопровождением генерал-баса. Через его учеников И. Я. Фробергера и И. К. Керля К. проникла в Германию, где сочинения в этом жанре писали в числе прочих Д. Букстехуде и И. С. Бах (BWV 588). Ок. 1600 в К. для ансамбля всё большее значение приобретает многохорность, чем создаются предпосылки для возникновения concerto grosso.
К. для клавишных инструментов в 17 в. сблизилась с ричеркаром, фантазией и каприччо и постепенно превратилась в фугу; развитие К. для солирующего инструмента с сопровождением генерал-баса вело к возникновению сонаты. С кон. 18 в. назв. К. выходит из употребления; в 19 в. оно иногда применяется как обозначение вок. и инстр. лирич. пьес (К. «Voi che sapete» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро», медленная часть 4-й симфонии П. И. Чайковского (in modo di canzone)).
Литература: Протопопов Вл., Ричеркар и канцона в XVI–XVII веках и их эволюция, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972; Wilkins H., The derivation of the canzone, «Modern Philology», v. XII, 1914/15; Gennriсh Fr., Grundriss einer Formenlehre des mittelalterischen Liedes, Halle, 1932; Jeppesen Kn., Die italienische Orgelmusik am Anfang des Cinquecento, Bd 1–2, Kph., 1943, 1960; Einstein A., The italian madrigal, v. 1–3, Princeton, 1949.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Происходящая от латинского cantio (пение, песнь), ставшая в Италии canzone, canzona; во Франции — chanson; в Испании — canción; в Германии — Kanzone, — канцона как жанр прошла долгий и неожиданный путь. От чисто поэтического жанра — лирического строфического стихотворения (канцоны есть у Петрарки и многих поэтов итальянского Возрождения) — до многоголосной песни; от легких инструментальных обработок — до развитых полифонических форм. И все это на протяжении XIII–XVIII веков. Наряду с канцоной существовала и канцонетта (уменьшительное от канцоны) — небольшая многоголосная песня или вокальная пьеса, часто танцевального характера. Родившаяся в Италии, канцонетта была известна и любима в Германии, Англии. В этих странах на основе канцонетты постепенно возник новый жанр — ария.
М. Г. Рыцарева