Чилийский балет
В стране издавна были распространены танцы коренного населения (индейцев племени арауканов и др.). В 16 в. появились танцы и музыкально-танц. представления (тонадильи и др.), привезённые из Испании и постепенно вытеснившие индейские (особенно в городах). В результате взаимодействия культур возникли новые формы нац. танцев: напр., самакуэка (или куэка) и др.
После установления независимости Чили (1818) был создан оперный театр. Во 2-й пол. 19 в. в страну приезжали иностр. труппы с балетными спектаклями: в 1850 труппа М. Понсо, в 1856 труппа Руссе, показавшая «Жизель».
В 1857 в Сантьяго был открыт «Театро мунисипаль», для которого с кон. 19 в. чилийские композиторы, используя нац. и фольклорную тематику, стали создавать муз. произв., в т. ч. насыщенные танцами сарсуэлы, а позднее и балеты. Х. Ренхифо написал оперу-балет «Солнце и фиалка» (1902), Э. Мело Горигойтия — балет «Весенние видения» (1916), П. Гарридо — «Ковбои» (1926), П. Бискерт Прадо — оперу-балет «Сайеда» (1929), Р. Асеведо Рапосо — балеты «Три Паскуалы» (1933) и «Рапа Нуи» (1947), Х. Уррутия Блондель — балет «Гитана дьявола» (1941), К. Исамит — «Золотой колодец» (1942) и др.
В 1917–18 в Чили выступала труппа А. П. Павловой. Артист этой труппы Я. Кавесский в 1921 открыл в Сантьяго первую балетную школу, существовавшую до 1938, где преподавали Д. Янг и Л. Кларк (ранее учившиеся в Великобритании).
В годы 2-й мировой войны в Чили гастролировало неск. европ. танц. коллективов, в т. ч. «Орижиналь балле рюс» де Базиля и труппа К. Йосса. Влияние последней из них было особенно велико; артисты этой труппы Э. Утхофф и Л. Ботка организовали в 1941 школу при Институте распространения музыки Чилийского университета в Сантьяго. Школа вскоре переросла в проф. труппу (с 1945, после постановки Утхоффом «Коппелии», начались регулярные выступления). До 1957 труппа называлась Балет Чилийского университета, затем Чилийский Национальный балет. Труппа ориентировалась на школу нем. экспрессионистич. танц. театра, в её репертуаре были балеты Йосса и Утхоффа, который возглавлял труппу до 1965; ставились балеты композиторов Чили и др. стран Лат. Америки, среди них «Порог сна» Оррего Саласа (1951, балетм. М. Солари).
В труппе работали балетм. Солари, Х. Балдрич, Ч. Диксон и Д. Кэри; в репертуар включались постановки Б. Кульберг, Дж. Батлера, Г. Контрерас. С 1967 коллектив возглавлял П. Бунстер, который пост. «Калаукан» Чавеса (1959), «Сурасо» Хинастеры (1962), «Пустой стул» Фальябельи (1968) и др.
При труппе имеется школа, где преподаётся классический танец (в 1950–73 работала быв. артистка Мариинского театра Е. Д. Полякова, в 1964 Т. Лескова, в 1969–72 неск. раз приезжал сов. педагог Е. П. Валукин). Однако в репертуаре труппы нет балетов классич. наследия, сохраняется связь с экспрессионистич. направлением Йосса — Утхоффа, чьи традиции развивает Бунстер.
В 1949 в Сантьяго рус. балетм. В. Сулима и Н. Гривцова организовали при «Театро мунисипаль» (Муниципальном театре) школу классического танца и труппу. Сулима пост. здесь балеты: «Бахчисарайский фонтан»; «Маскарад» на муз. Хачатуряна, «Три Паскуалы» Асеведо. В 1959 при «Театро мунисипаль» О. Чинтолези организовал труппу Балет совр. искусства (с 1965 наз. Муниципальный балет; см. Чилийский Муниципальный балет).
В основе деятельности труппы — ориентация на классич. и совр. европ. репертуар. В труппе работали Ч. Диксон, Б. Эрмансен, Н. Диксон, сов. специалисты А. Р. Томский, А. А. Прокофьев (1972–73). В репертуаре: «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Шопениана», «Чудесный мандарин», отрывки из балетов классич. наследия, работы местных хореографов.
Среди др. балетных коллективов: Мастерская танца (1968, в предместье Лас-Кондес), Балет Министерства просвещения (1969, рук. Х. Балдрич и М. Солари; в 1969–72 имелась школа). Неоднократно возникали коллективы нац. танца: Чилийская фольклорная группа (1962), Экспериментальный фольклорный балет (1966) и др.
Среди артистов 1950–70: В. Ронкаль, О. Чинтолези, И. Милован, М. Солари, Х. Полл, Х. Балдрич, К. Жаркова, Э. Харли, Э. Ларрагибель, М. Э. Аранхис, М. Сомоса, Р. Ормаэче, Р. Льянсоль.
К нач. 70-х гг. выдвинулась молодёжь: танцовщик Э. Латес и танцовщицы, учившиеся у сов. педагогов, П. Монтеро и Н. Веласко. Артистов готовят в Нац. хореографич. школе (при факультете танца Чилийского университета), функционирует школа Муниципального балета (с 1959). В 1970 создан Нац. фольклорный балет (рук. Р. Рейс).
Балетные труппы возникли в городах: Арика, Вальдивия, Консепсьон, Вальпараисо и др. В разные годы работали частные школы: Д. Янг, Е. Д. Поляковой, Э. Корредо, М. Э. Лорка и др.
В 1965 при «Театро мунисипаль» организован балетный центр, в который входит Танцевальный архив им. Поляковой, возглавляемый критиком и исследователем танца К. Робилан. После военно-фашистского переворота многие прогрессивные деятели балета покинули страну.
Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.