Хореографическая миниатюра — малая форма танцевально-сценического представления. Существует как на эстраде, так и в балетном театре. Может быть сюжетной и бессюжетной. Является основой репертуара танц. ансамблей.
Хореографическая миниатюра сформировалась внутри балетного спектакля. В нач. 19 в. в России входила в нац. дивертисменты И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского. С сер. 19 в. хореографическая миниатюра появилась на концертной эстраде («Мужичок» в исполнении М. С. Суровщиковой-Петипа, балетм. И. М. Петипа; «Матлот» в исполнении О. И. Преображенской и др.), продолжая развиваться и в балетном спектакле («сказки» в «Спящей красавице», нац. дивертисменты в «Лебедином озере» и в «Раймонде», балетм. Петипа). Хореографические миниатюры создавал М. М. Фокин («Вакханалия», «Лебедь» — обе на муз. Сен-Санса и др.).
Нередко хореографическая миниатюра, объединённые единым замыслом, складываются в серии («Скрябиниана» балетм. К. А. Голейзовского, «Образы Родена» балетм. Л. В. Якобсона, «Картинки с выставки» балетм. Ф. В. Лопухова). На их основе может создаваться целостный спектакль («Хореографические миниатюры» Якобсона, Театр им. Кирова, 1959). Хореографическая миниатюра — форма, благоприятная для хореографич. эксперимента, поиска новых образов и выразит. средств.
В советском балете попытки впервые воплотить совр. тему на сцене были сделаны в жанре хореографической миниатюры, в этой области накоплено немало достижений. Популярность приобрели хореографические миниатюры балетм. Голейзовского, Якобсона, А. М. Мессерера, А. Н. Ермолаева, В. А. Варковицкого, В. П. Бурмейстера, А. А. Лапаури, Г. Д. Алексидзе, Г. М. Майорова и др.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.