Муз. культура ЮАР включает музыку коренных жителей страны - зулу, коса, шона, венда, матебеле и др. юго-вост. банту, а также бушменов и готтентотов, белого населения - буров (потомков голландцев), англичан, немцев и выходцев из стран Азии, гл. обр. индийцев. Разнообразны муз. традиции народов ЮАР. Наряду с архаич. формами музыки у бушменов и готтентотов (магич. обряды, бытование таких муз. инструментов, как лук - гура), существуют развитые вок. и инстр. стили у зулу, коса, венда и др. Напр., в хорах у матебеле и шона широко используются полифонич. приёмы. Своеобразны сельские и гор. песни и танцы белого населения ЮАР. Многочисл. песни возникли во время англо-бурских войн.
В 1-й четв. 20 в. начала развиваться муз. жизнь в городах страны (в 1910 Южно-Афр. Союз стал доминионом Великобритании). Большое значение имела деятельность английского музыканта У. Г. Белла, возглавлявшего Южно-афр. муз. колледж в Кейптауне (осн. в 1912), позднее - дир. А. Коутса, комп. и дир. Э. Чизхолма. В 1940-50-х гг. начала формироваться композиторская школа ЮАР, среди представителей к-рой - Г. Фаган, Б. Герстман, П. Рейнир, А. ван Вейк.
Большое значение для муз. культуры имело взаимодействие европ. и афр. муз. традиций, что привело к появлению в 1930-50-х гг. модернизир. традиц. песенных стилей - "квела", "мбубе", позднее - "джайв" и др. Определ. воздействие на хор. пение оказала музыка христ. церкви, на вок. манеру и характер аккомпанемента - разл. лат.-амер. вок.-танц. жанры (калипсо, самба, румба и др.). Популярностью пользовались песни Р. Калузы, Э. Сонгонги и др. Гор. муз. культура зулу испытала, кроме того, влияние сев.-амер. блюза и джаза, а также пения в стиле "госпел" и "кантри мьюзик". В 40-х гг. широкую известность завоевали ансамбли (хор. группы) "Зулусские чемпионы", "Вечерние птицы", "Современные звёзды", "Кантри джаз бэнд", а также певец Дж. Нгобени, певица Сьюзи и др.
Успехов достиг муз. т-р. Его развитию способствовали Театр. компания банту из Кейптауна (осн. в 1953, рук. Теда де Моор; включала до 20 исполнителей, певших в излюбленном зулу стиле "бомбинг"), а также Школа музыки и драмы при Союзе артистов Юж. Африки (Йоханнесбург) и Нац. театр, орг-ция в Претории. В 1959 была пост. джазовая опера "Кинг Конг" Матчикизы (в 1961 показана в Лондоне и Нью-Йорке), затем - муз. спектакли "Минуточку" ("Wait a minim!", 1962) А. Трейси и Дж. Тейлора, "Негде спрятаться" ("No place to hide") Б. Лешоая, "Сиононо" Г. Скосана (1963) и др. В спектаклях участвовали ведущие певцы ЮАР - Дж. Моготои, Н. Мдледле, П. Фанго, М. Макеба (впоследствии получила междунар. признание), Б. Сомхлахло, Т. Кумало и др. Распространена в ЮАР джазовая музыка, среди исполнителей к-рой известность приобрёл пианист Д. Брэнд. В гор. условиях развивались формы "культивированной" музыки, связанной гл. обр. с традициями белого меньшинства. Муз. образование и науч. деятельность в области музыковедения сосредоточились в ун-тах ЮАР; таковы муз. ф-ты Кейптаунского, Витватерсрандского (Йоханнесбург) ун-тов, а также ун-тов Претории, Порт-Элизабет. В 1948 X. Трейси основал Об-во афр. музыки, в 1953 создана Междунар. б-ка афр. музыки (ILAM, в Йоханнесбурге). Большую работу ведут музыковеды X. Трейси (ценность представляют его многочисл. записи традиц. музыки Юж. Африки), П. Кёрби, А. Трейси, Дж. Блэкинг и др.
В организации муз. жизни существ. роль принадлежит Советам по делам иск-в и муз. об-вам Йоханнесбурга, Претории и др. крупных городов. Оперные т-ры и труппы функционируют в Йоханнесбурге, Кейптауне и Претории, симф. оркестры - в Йоханнесбурге, Кейптауне, Дурбане и др. городах ЮАР. Важную роль в деле популяризации традиц. музыки народов ЮАР выполняют радиовещание и телевидение, ведущие передачи на неск. языках.
Прогрессу муз. культуры ЮАР препятстввовала проводимая реакц. правящими кругами политика апартеида, закрепляющая расовое неравенство. В результате этой политики чернокожие и цветные не имеют доступа к серьёзной музыке (они не могут получить спец. образования, посещать т-ры и конц. залы), проводится насильств. сегрегация и в области муз. культуры. Особое значение в таких условиях приобретает совр. политич. песня с её антиколониальной, антирасистской направленностью. Она звучит в исполнении певцов и музыкантов, вынужденных жить и действовать, как и большинство прогрессивных деятелей культуры ЮАР, в условиях политич. эмиграции (многие из них обосновались в Лондоне). Таковы культурная группа "Майибуйе" (осн. в 1975), ансамбль "Певцы свободы в Юж. Африке", группы "Айпи Томби" и "Ябула", певица Ивон Нобамбо, к-рые выступают в странах Европы, Африки, в США.
Литература: Balfour H., Musical Instruments of South Africa, L., 1905; Кirby P., The musical instruments of the Native races of South Africa, Johannesburg, 1934, 1965; Bouws J., Suid-Afrikaanse komponiste van vandag en gister. Kaapstad, 1957; Huskisson V., The social and ceremonial music of Podi, 1958; Rусrоft D., African music in Johannesburg: African and non-African features, "Journal of IFMC", 1959, v. 11; В1аскing J., The role of music in the culture of Venda of the Northern Transvaal, в сб.: Studies in Ethnomusicology, v. 2, N. Y., 1965; England N., Bushman counterpoint, "Journal of IFMC", 1967, v. 19.
Дж. К. Михайлов