Аллилуйя (греч. alliloyyia от древне-еврейского Халлелуйя — хвалите бога) — напев восторженного, ликующего характера, со свободным мелизматическим распеванием гласных (особенно последнего слога), исполняемый на слово «аллилуйя».
Напев аллилуйя возник в культовой практике семитских племён. В Библии имеется ряд псалмов аллилуйи, по-видимому, предназначавшихся для пения хорами левитов в Иерусалимском храме; они исполнялись в синагогах. Аллилуйя вошло и в раннехристианское богослужение. Первые напевы аллилуйя начинались несложными мотивами, исполнявшимися всеми верующими, и завершались мелизматически развитым заключением, к-рое исполнял искусный певец. Такой вид пения А. со времени Амвросия Миланского (ум. в 397) был общепринятым и на Западе оказал нек-рое влияние на т.н. амвросианское пение. Папа Григорий (ум. 604) дополнил амвросианское А. стихами из псалтири, поэтому мелизматически украшенная концовка А. оказалась в середине песнопения. Она получила назв. юбиляции, а новая форма А. стала называться аллилуарием и исполнялась перед чтением Евангелия. В таких А. нередко проступали черты трёхчастности и симметрии; они оказали влияние на формирование трёхчастных структур светской музыки («ария da capo»). А. применяли в качестве концовок при пении антифонов и респонсориев. А. вошло в кантату, мотет, магнификат и мессу. Великолепные образцы А. создали Г. Ф. Гендель, И. С. Бах, В. А. Моцарт.
В вост. церкви А. получило более широкое применение, чем в западной. А. пели не только на праздничном богослужении, но и во время поста и при погребении, заканчивая им пение псалмов и отд. стихов из псалтири. А. использовали также в качестве рефрена в многострофных гимнах. В ряде гимнов слово «Аллилуйя» составляло логич. и муз. финал. Такие гимны под назв. «херувимская» пели уже после аллилуария, во время церемонии принесения к алтарю хлеба и вина, поэтому А. оказалось более тесно связанным с кульминационным пунктом литургии, чем на Западе. Визант. композиторы придавали большое значение музыке А. Фёдор Студит (ум. в 826) сочинил 72 модели А., по 9 моделей на каждый глас осмогласия. Мелодика визант. А. была насыщена мелизмами. Музыка усложнялась и за счёт вставленных в текст фонем. Таково А. в раннем памятнике рус. певч. иск-ва — Благовещенском кондакаре (12 в.). Позднее, в связи с расцветом рус. нац. церк. пения, А. приобрело характер широкой и плавной кантилены (певч. рукописи 17 в.).
В русском партесном пении, как и в зарубежной музыке, широкая распевная мелодия А. часто соединялась с многократным повторением слова «аллилуйя». П. И. Чайковский во «Всенощной» облёк многократное А. в конце песнопения «Хвалите имя господне» в форму фугетты, а в «Литургии» в конце причастного стиха — в форму фуги.
Литература: Мансветов И. Д., Церковный устав (типик), его образование и судьба в Греческой и Русской церкви, М., 1885, с. 95.
H. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.