Гусли — русский струнный щипковый инструмент. Различают Г. крыловидной, шлемовидной и прямоугольной формы. Крыловидные Г. (их называют также «звончатыми» или «яровчатыми») имеют долблёный (старинные) или клеёный (современные) корпус, закрытый деревянной декой, и от 5–9 до 12 струн. настраивающихся диатонически, обычно в мажорном ладу; длина этих Г. 550–650 мм, ширина до 200–300 мм и высота 40–50 мм. Во время игры инструмент держат на коленях «открылком» влево и правой рукой, часто при помощи плектра, бряцают по струнам, а пальцами левой руки глушат ненужные звуки. Изредка отд. струны защипывают. Звучание Г. громкое, звонкое. Крыловидные Г. применялись в нар. быту; они были распространены в сев.-зап. районах страны, граничащих с Прибалтикой, Карелией и Финляндией, где бытует родств. им инструмент, к-рый эстонцы называют каннель, латыши — кокле, литовцы — канклес, карелы и финны — кантеле. В 1900-х гг. крыловидные Г. были усовершенствованы О. У. Смоленским и Н. И. Приваловым, создавшими для ансамблевой игры семейство Г. — Г.-пикколо, прима, альт, бас. Эти инструменты используются и в совр. «хорах гусляров».
Шлемовидные Г., или Г.-псалтирь, выделываются из тонких досок и имеют от 11 до 36 струн диатонич. настройки; их длина 800–1000 мм, ширина 450–500 мм и высота 100–120 мм. Во время исполнения инструмент кладут на колени, опирают вершиной о грудь и пальцами обеих рук защипывают струны. Звучат шлемовидные Г. мягче крыловидных. Они являются более совершенным инструментом, однако техника исполнения на них сложнее. Поэтому эти Г. находили распространение гл. обр. среди проф. нар. музыкантов — скоморохов. По мере исчезновения скоморошества они стали выходить из употребления и встречаются теперь лишь в Поволжье, где известны под названиями гусля (татары), кюсля (мари), кёсле (чуваши), гусли, или крезь (удмурты).
На Г. обоих типов аккомпанировали пению, исполняли нар. песни и танцы, играли соло и совместно с др. нар. инструментами, особенно с гудком.
Самые ранние сведения о Г. предположительно относят к 6 в. Упоминания о Г. встречаются в былинах, песнях, сказках, а начиная с 11 в. в вост.-слав. лит-ре; от 14 в. сохранились и изображения Г. (шлемовидного типа). Фрагменты неск. экземпляров крыловидных Г. 11–14 вв. были найдены археологами в 1951–62 при раскопках древнего Новгорода.
В конце 16 или нач. 17 вв. была создана 3-я разновидность Г. — прямоугольные (столообразные, настольные) Г. В основе их конструкции лежат шлемовидные Г. Они имеют корпус прямоугольной формы (с крышкой), внутри к-рого натянуто 55–66 струн вначале диатонич., а затем и хроматич. настройки. Нек-рые Г. имели ножки, другие ставились на стол. Струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие и долго незатухающие. Прямоугольные Г. применялись в городском и усадебном муз. быту, долгое время они с успехом заменяли зап.-европ. клавишные инструменты (клавикорд, клавесин, фп.). Репертуар их был обширен, в него входили обработки рус. и укр. нар. песен и танцев, разл. инстр. пьесы, отрывки из опер отечеств. и зарубежных композиторов и т. д. Прямоугольные Г. входят в состав нек-рых совр. оркестров рус. нар. инструментов, где часто употребляются в паре с т. н. клавишными Г., которые на их основе были созданы в 1905 Н. П. Фоминым.
Литература: Фаминцын А. С., Гусли — русский народный музыкальный инструмент, СПБ, 1890; Соколов Ф. В., Гусли звончатые, М., 1959; Тихомиров Д. П., История гуслей. Очерки, Тарту, 1962; Вертков К. A., Типы русских гуслей, в сб.: Славянский музыкальный фольклор, М., 1972.
К. А. Вертков
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.