50 лет назад умер Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев

Сегодня исполняется 50 лет со дня смерти великого композитора, пианиста и дирижера Сергея Прокофьева (1891-1953).

Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приёмы... Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на Родину за настоящим русским духом.
С. Прокофьев

Музыка Прокофьева - крупнейшего композитора 20 века - воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление современной эпохи. Оперное и балетное творчество Прокофьева, охватывающее широкий круг натрадиционных сюжетов, новые принципы и приёмы музыкальной драматургии, принадлежит к числу реформаторских завоеваний музыкального театра (сотрудничал с С. П. Дягилевым, В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым). Уже в операх 1910-1920-х годов ("Игрок", "Любовь к трём апельсинам", "Огненный ангел") проявились особенности творческого метода Прокофьева - напряжённость и непрерывность музыкально-драматургического развития, лиризм в сочетании с острой характерностью, гибкость и точность вокальной декламации. От "Игрока" и "Огненного ангела", развивавших традиции русской речитативной оперы (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский), тянутся нити к опере "Семён Котко" - народно-бытовой драме о событиях Гражданской войны и военной интервенции 1918-20 на Украине, в которой декламационность обогащается национальной народной песенностью. Опыт работы над национальной историко-героической тематикой в жанре киномузыки (кинофильмы "Александр Невский", "Иван Грозный", в содружестве с режиссёром С. М. Эйзенштейном) оказал большое влияние на стиль композитора (проникновение в музыку приёмов кинодраматургии) и подготовил патриотическую оперу-эпопею "Война и мир". Характерные черты народной музыкальной драмы, включающей развёрнутые и батальные сцены с большой ролью хора, слиты в ней с традициями лирической оперы - психологизмом выразительных речитативных сцен, развитых арий и ансамблей. В ней, а также в последней опере - "Повесть о настоящем человеке" (где использованы подлинные народные мелодии) наиболее ярко воплотилась связь стиля Прокофьева с русским музыкальным фольклором, свойственная большинству его сочинений. Опера "Обручение в монастыре" завершила поиски Прокофьева в области современной комической оперы.

Умер Прокофьев в Москве 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным.

реклама