Raoul Gunsbourg
ЛЕГЕНДАРНЫЙ КОРОЛЬ ОПЕРЫ МОНТЕ-КАРЛО
Рауль Гюнсбург: правда и вымысел
Часть 1. Восхождение.
Этот человек прожил около ста лет, почти шестьдесят из них (!) он руководил театром в Монте-Карло, где осуществил около 80 мировых оперных премьер. Он "брал" Никополь (болгарский - Е.Ц.) во время Русско-турецкой войны, выполнял особые поручения Александра III, был другом Принца Монако Альберта I, писал оперы для Шаляпина, пел в оперетте. И это только малая толика его кипучей деятельности. Несмотря на то, что значительная часть его жизни связана с Россией и с выдающимися деятелями русской культуры, имя Гюнсбурга, практически, не упоминается в отечественной литературе по музыке и театру. Даже в написании его имени нет определенности. Он то Гюнсбург, то Гинсбург, то Гинцбург. Отдельные обрывки сведений, неуловимость и размытость образа (как и имени!) - вот и все. Попробуем же немного прояснить облик загадочного француза, а заодно и воскресить ряд ярких страниц истории искусства столетней давности.
Но для начала одно свидетельство. В своих мемуарах "Сто лет воспоминаний... или почти" Гюнсбург утверждает: "Я написал практически весь второй акт ("Акт Джульетты") "Сказок Гофмана" таким, каким он представляется теперь на всех сценах; за эту работу я получил 500 франков от Поля Шудена, и, в знак уважения к этой сумме, отказался от всех прав, связанных с этой работой...". Так вот кто автор знаменитой (господствовавшей много лет) редакции "Сказок" 1904 года! Вот кем (процитируем авторитетного Мишеля Кайе) "два теперь знаменитых, но апокрифичных номера были добавлены в "Акт Джульетты"... "Scintille, diamant", основанный на музыке увертюры оффенбаховского "Путешествия на луну", и септет с хором..."!
Теперь, когда я, надеюсь, заинтриговал читателя (как в свое время и сам был заинтригован), попробуем проследить судьбу этой интереснейшей личности в истории музыкального театра. Сразу оговоримся. По утверждениям тех, кто знал Гюнсбурга, он обладал большой фантазией. Во многих обстоятельствах его жизни трудно отделить правду от художественного вымысла. Тем не менее, кое-что, несомненно, достоверно и весьма интересно.
Рауль Гюнсбург, второй сын французского офицера и румынской еврейки, родился в 1859 году в Бухаресте. Отец рано бросил семью. Рауля воспитывал, в основном, дед по матери, раввин. Детство мальчика проходило в бедности. С 1875 года юноша учится медицине в одном из румынских госпиталей. В 1877 начинается Русско-турецкая война, в ходе которой Румыния выступила на стороне России (именно эта война принесла стране независимость). Рауль стремится попасть в армию. Но евреям туда путь закрыт. Его друг и покровитель доктор Давила устраивает юношу санитаром в медсанчасть Российского Красного Креста. Это обстоятельство коренным образом изменило судьбу Рауля. В его жизнь надолго "вошла" Россия. Вокруг развернулся театр военных действий. Молодой санитар оказывается на передовой. Тут мы вступаем в полосу зыбких воспоминаний Гюнсбурга. Многие скептически воспринимали факт, который Рауль не уставал с гордостью повторять: "Я помог русским войскам при взятии Никополя". Предоставим слово знаменитой русской балерине Матильде Кшесинской: "Здесь в Монте-Карло, я вновь встретила своего старого друга, известного импресарио Рауля Гюнсбурга. Мы (Ксешинская имеет в виду также своего мужа Великого Князя Андрея Владимировича) его знали в Петербурге с давних пор... Он описывает в своих воспоминаниях, как поступил санитаром в Российский Красный Крест. Под Никополем, подбирая раненых, он заметил, что редут слабо охраняется противником и, не долго думая, крикнув "ура", бросился с другими санитарами вперед, увлекая за собою всю боевую линию, и Никополь был взят. Он не утверждал, что взял Никополь, а только рассказывал, что способствовал. С тех пор он стал преданным другом России". Но самое интересное Кшесинская говорит далее: "В ответ на вопрос Императора Александра III, чем он может его отблагодарить за взятие Никополя, ответил (Гюнсбург - Е.Ц.): "Ваше Величество, протяните руку Франции...". Мы не будем сейчас забегать вперед, о взаимоотношениях Гюнсбурга с царским двором речь пойдет чуть ниже, констатируем только, что Кшесинская известна своей близостью к царской фамилии и верноподданическими чувствами. И если она сочувственно рассказывает обо всем этом, более того, утверждает далее, что Гюнсбург был в дружеских отношениях не только с ее мужем, но и с Великим Князем Владимиром Александровичем, не опасаясь при этом дискредитировать царскую семью, значит, все это в целом соответствует действительности и Гюнсбурга ценили при дворе.
Начало общения Гюнсбурга в Петербурге с царскими особами относится к восьмидесятым годам. Вернемся пока немного назад. В ходе описанных военных подвигов молодой смельчак был ранен и попал в русский госпиталь Свистово. Здесь он знакомится с русскими офицерами. Именно к этому периоду относится и его встреча (хотя нигде документально и не подтвержденная) с Великим Князем Алексеем Александровичем, сыном Александра II, участником военных действий и сооружавшим переправу через Дунай. Именно благодаря этому знакомству позднее Гюнсбургу удалось получить аудиенцию у Александра III. После госпиталя Рауль вновь оказывается в Бухаресте. Тут надо заметить, что еще до войны у него проявилась тяга к театру. Он даже пробовал себя в оперетте, пел песенки. До поры до времени это не носило серьезного характера. В 1879 Гюнсбург отправляется для продолжения учебы в Париж. Денег на образование не хватало, и он начинает подрабатывать в кафе-шантанах, пишет веселые скетчи.
Первое появление Гюнсбурга в Петербурге и Москве относится к 1880 г. Здесь он выступает в различного рода частных развлекательных антрепризах, оперетках. В частности, в Москве он одно время подвизался в заведении некоего Кузнецова. Убийство Александра II в 1881 году сыграло неожиданную роль в карьере Гюнсбурга. Были закрыты все русские увеселительные заведения. Та же участь ожидала и антрепризу Кузнецова. И тому приходит в голову мысль передать дело Гюнсбургу, так как на иностранцев запрет не распространялся. Так Рауль стал импресарио. Первой постановкой, организованной им, стала оперетта Р.Планкетта "Корневильские колокола". Быстро поняв всю выгоду дела, Гюнсбург стал ежегодно организовывать гастроли французских трупп в России. Отдельные факты таких гастролей известны. Ю.Котляров, известный биограф Ф.Шаляпина, отмечает в своих работах, что в то же время, когда Шаляпин пел в антрепризе М.Лентовского в саду "Аркадия", в театре-варьете "Аквариум" на Каменноостровском проспекте работала французская труппа Гюнсбурга. Эта деятельность Гюнсбурга продолжалась много лет.
Но не только оперетками занимался импресарио в России. В 1883 году состоялась его встреча с царем Александром III. А далее происходят удивительные вещи. Если верить мемуарам Гюнсбурга, он так очаровал царя, что тот предложил ему стать своего рода личным курьером и выполнять разного рода конфиденциальные поручения монарха. Так на горизонте возникает миссия Гюнсбурга по налаживанию отношений с Францией, его контакты с президентом Франции М.Ф.Карно, впоследствии убитом анархистами, визиты в Ватикан к кардиналу Рамполле и Папе Льву XIII, участие в организованной по поручению царя экспедиции на Памир и к китайской границе (известно, что при Александре III к 1885 году большая часть Средней Азии вошла в состав Российской империи).
Наряду с бурной деятельностью в России, Гюнсбург успевает успешно развивать свои таланты импресарио на ниве музыкального театра во Франции. Среди его множества достижений отметим большой успех двух зимних оперных сезонов 1889-1891 годов в Ницце, куда ему удалось пригласить известнейших солистов, среди которых блистала Аделина Патти. Здесь же в Ницце Гюнсбург ставит оперу Берлиоза "Падение Трои". Эта постановка стала заметным явлением в оперной жизни Франции.
Важнейшей вехой в жизни импресарио стал 1892 год. Царь Александр III рекомендует его принцу Монако Альберту I на пост директора оперного театра Монте-Карло.
Театр в Монте-Карло существовал к тому времени уже 13 лет. Он был построен в 1879 году за шесть месяцев по проекту архитектора Шарля Гарнье, незадолго до того завершившего возведение "Гранд-опера" в Париже. В оформлении театра принимал участие Гюстав Доре, на открытии выступала Сара Бернар.
К моменту появления в здесь Гюнсбурга, театр еще ничем не блистал. В считанные годы при новом директоре он превратился в один из музыкально-театральных центров Европы.
Надо сказать, что Принц Альберт был просвещенным монархом, видным ученым-океанографом, покровителем искусств. Большой любительницей оперного искусства была его жена-американка, принцесса Алиса Хейн. Именно она обратила внимание монарха на успехи Гюнсбурга в Ницце, поддерживая и в дальнейшем большинство начинаний удачливого импресарио.
Первой постановкой, организованной и осуществленной в Монте-Карло новым директором, стала оперетта Оффенбаха "Перикола", премьера которой состоялась 26 декабря 1892 года. На этом "романтический" период (если так можно сказать) жизни Рауля Гюнсбурга заканчивается. Отныне в течение 59 лет (вплоть до 1951 года) он является бессменным руководителем театра в Монте-Карло, что без сомнения само по себе является художественным "подвигом". Отметим еще один факт личной биографии импресарио, прежде чем перейти к краткой хронике его художественных свершений. В 1898 году он получает, наконец, французское гражданство. Франция, которую он так любил, признала его своим подданым.
Часть 2. На вершине.
Уже 1893 год стал историческим в жизни Оперы Монте-Карло. Среди девяти новых постановок, осуществленных Гюнсбургом в свой первый сезон, безусловно, важнейшей стала мировая премьера сценической версии драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста», состоявшаяся 18 февраля. Эта постановка явила собой доказательство незаурядного таланта и смелости Гюнсбурга-режиссера. Известно, что сюжет «Фауста» изобилует разного рода фантастическими и мистическими моментами. Гюнсбург мастерски использовал эти мотивы для создания великолепного по своим техническим достижениям зрелища. На глазах у зрителей происходила трансформация декораций, изобретательная светотехника создавала иллюзии всякого рода видений и превращений. Всех буквально потрясла большая хореографическая сцена соблазнения Маргариты, в которой танцевала знаменитая Вирджиния Цукки. Но героем премьеры, безусловно, стал Ян де Решке в роли Фауста. Впрочем, и другие участники премьеры (Эмма Д’Альба - Маргарита, Леон Мельхиседек - Мефистофель) были на уровне.
Крупным достижением следующего сезона (1894 год) стала премьера «Отелло» с Франческо Таманьо, которого впервые удалось привлечь в театр Монте-Карло. В дальнейшем певец еще не раз пел в этом театре, получая при этом огромные гонорары (6-7 тысяч франков за спектакль).
Среди мировых премьер первого десятилетия деятельности Гюнсбурга в Монако следует остановиться на постановке оперы Жюля Массне «Жонглер богоматери» (1902). Всего для Монте-Карло Массне написал пять опер, включая знаменитого «Дон Кихота» (о котором речь ниже). Начало же было положено «Жонглером». Надо сказать, Гюнсбург преклонялся перед Массне, был его учеником. Поэтому, когда Принц Альберт написал великому композитору письмо с предложением создать оперу для театра в Монако, Гюнсбург сам повез послание в Париж учителю. Здесь же в Париже позднее состоялось прослушивание нового произведения, на котором присутствовал Альберт. Незадолго перед премьерой Массне с женой прибыли в Монако, где поселились во дворце правителя Монако. В последствии композитор называл это пребывание у Принца незабываемым.
Премьера «Жонглера» прошла с большим успехом. Эта опера принадлежит к лучшим достижениям позднего периода творчества Массне. В 1903 году Массне еще раз приезжает в Монте-Карло, на этот раз на торжества, связанные с открытием памятника Берлиозу. Живейшее участие в этих торжествах принимал и Гюнсбург, а Массне произнес историческую речь о роли Берлиоза в мировой музыкальной культуре.
Годы 1903-1927 принадлежат к наиболее плодотворным в деятельности Гюнсбурга в Монте-Карло. 17 февраля 1905 года здесь в заглавной партии в опере «Мефистофель» Бойто дебютировал Федор Шаляпин. Великий русский бас в книге «Страницы из моей жизни» посвящает Гюнсбургу почти четыре страницы. Воспоминания об импресарио насыщены иронией, но сквозь нее проглядывает уважение: «это прирожденно театральный человек, по-своему талантливый. Он отлично знал условия сцены, знал все, что будет интересно на ней, тонко чувствовал ее эффекты и дефекты. Мне нередко приходилось ругаться с ним... но никогда я не терял симпатии к нему и не чувствовал с его стороны утраты уважения ко мне. Да и я, в сущности, всегда уважал его, ибо видел, что этот человек любит дело». Ирония Шаляпина увеличивается, когда он рассказывает об произведениях, сочиненных Гюнсбургом специально для него и поставленных в Монте-Карло. Речь идет об операх «Старый орел» (1909, по легенде М.Горького «Хан и его сын») и «Иван Грозный» (1911). О последней Шаляпин пишет: «черт знает, чего только не было наворочено в этой опере! Пожар, охота, вакханалия в церкви, пляски, сражения, Грозный звонил в колокола, играл в шахматы, плясал, умирал...», но заканчивает рассказ такими словами: «Это было настоящее театральное представление, потому что талантам артистов дана была свобода и они сумели сделать из пустяков серьезное и даже поучительное зрелище». Конечно, композиторский талант Гюнсбурга сильным не назовешь, его сочинения ушли в небытие, вспоминаются только благодаря участию в них Шаляпина или Ж.Тиля, но характеристике нашего героя все эти эпизоды придают яркий колорит. Значительно более важным представляется другой факт истории театра, где сошлись пути Шаляпина и Гюнсбурга. Это - «Дон Кихот» Массне, написанный композитором специально для Шаляпина и поставленный в театре Гюнсбурга.
Премьера оперы состоялась 24 февраля 1910 года была встречена с вострогом. Не место в этой статье анализировать это сочинение Массне. Для нас важно одно: умение Гюнсбурга инициировать и осуществлять интересные идеи, благодаря которым обогащается история культуры. Своей неуемностью он напоминает Сергея Дягилева. Эти два человека жили в одну эпоху, их пути не могли не пересечься, и они пересеклись!
Первая творческая встреча двух выдающихся театральных деятелей произошла в 1911 году, когда балетная труппа Дягилева впервые выступила в Монте-Карло. В тот сезон были даны «Жизель», «Шехерезада», «Половецкие пляски», «Видение розы» и «Нарцисс» с участием Т.Карсавиной, В.Нижинского, О.Преображенской, А.Больма и других выдающихся танцовщиков. Так в историю театра вошли имена таких соратников Дягилева, как М.Фокин, Л.Бакст, А.Бенуа.
В дальнейшем труппа Дягилева неоднократно выступала в Монако, а в 1924-1929 нашла там даже постоянное пристанище. Наряду с балетами Дягилев изредка ставил и оперы. В 1924 году в Монте-Карло им был осуществлен показ цикла малоизвестных произведений Ш.Гуно «Голубка», «Лекарь поневоле» и «Филемон и Бавкида», а также оперы Э.Шабрие «Недостаток воспитания» (с речитативами Д.Мийо).
Отдельно можно говорить на тему «Русские в Монте-Карло». Сколько выдающихся русских артистов выступало у Гюнсбурга! В том же 1905 в «Африканке» Мейербера (партия Селики) здесь впервые выступила Фелия Литвин. Позднее она блистала на этой сцене в тетралогии Вагнера (1909), была участницей мировой премьеры оперы К.Сен-Санса «Деянира» (1911), заглавную партию в которой композитор написал специально для певицы. Из ее книги воспоминаний «Моя жизнь и мое искусство» можно узнать кое-что интересное о Гюнсбурге, например, что он был мэром городка Корматена, где ему принадлежал старинный замок, в котором Литвин жила несколько дней; об очаровательной супруге импресарио, произведшей на нее большое впечатление; о гостеприимстве хозяина замка и разыгранных прямо в саду сценах из «Самсона и Далилы», посмотреть которые собрались жители округи.
Неоднократно пела в Монте-Карло и другая знаменитая русская певица Мария Кузнецова-Бенуа, участвовавшая здесь в мировых премьерах опер Массне «Рим» и «Клеопатра». Артистка была близким другом семьи композитора, а впоследствии вышла замуж за его племянника.
25 марта 1909 года в Монте-Карло состоялась премьера «Русалки» Даргомыжского, в которой на сцене сошлись ярчайшие представители русского вокального искусства Ф.Литвин (Наташа), Ф.Шаляпин (мельник), Дмитрий Смирнов (Князь) и Мария Давыдова (Княгиня). Пел в театре и великий русский тенор Леонид Собинов. Вообще, охватывает трепетное чувство, когда рассматриваешь старые фотографии, на которых запечатлены сцены из спектаклей в Монте-Карло. Вот «Дон Паскуале». Поют Собинов, Розина Сторкьо, Титта Руффо, Антонио Пини-Корси. А вот, к примеру, «Севильский цирюльник» 1907 года. На сцене Шаляпин, Сторкьо, Джузеппе Де Лука, Руффо, Пини-Корси.
Если же продолжить список выдающихся артистов, выступавших на этой сцене, он окажется нескончаемо длинным - Э.Кальве, Н.Мельба, Э.Карузо, Б.Джильи, Д.Фаррар, Р.Креспен и многие другие. Также длинен список оперных премьер. О ряде из них мы уже упоминали. Необходимо сказать еще о нескольких. В 1917 году, в разгар мировой войны, в Монте-Карло состоялась мировая премьера «Ласточки» Джакомо Пуччини. Главные партии исполняли Джильда Далла Рицца (Магда) и Тито Скипа (Руджеро). Эта опера великого композитора, которую он любил и называл «бедная «Ласточка» (из-за ее не очень счастливой судьбы), сейчас вновь обретает заслуженную популярность. Среди важнейших постановок также опера-балет Мориса Равеля «Дитя и волшебство» (1925). Равель начал сочинять эту вещь еще в годы войны, но затем отложил начатую работу. В том, что сочинение было все-таки написано, есть большая заслуга Гюнсбурга, который постоянно напоминал композитору о необходимости завершить произведение. Премьера под управлением выдающегося дирижера Виктора де Сабата и при участии дягилевского балета прошла с огромным успехом.* В Монте-Карло были впервые поставлены также ряд опер С.Франка, П.Масканьи, Г.Форе, А.Онеггера. Театр оперативно откликался на все новое, что происходило в оперном мире. Характерен пример с «Турандот» Пуччини. Уже в начале 1927 года (менее чем через год после мировой премьеры) опера появляется в репертуаре театра. Хореографические сцены в этом спектакле поставил Д.Баланчин.
Дальнейшая история театра Монте-Карло представляет для развития оперного искусства меньший интерес. Гюнсбург старел, все большее место в театре занимал балет. В 1932 г. французом Р.Блюмом и известным русским импресарио полковником В. де Базилем здесь была создана балетная труппа «Балле рюс де Монте-Карло», в дальнейшем, впрочем, распавшаяся на две части. Последней значимой оперной премьерой тех лет в Монте-Карло стала совместная работа А.Онеггера и Ж.Ибера «Орлёнок» по известной драме Э.Ростана (1937).
Разумеется, и в наши дни, театр успешно функционирует, здесь осуществляются интересные постановки (например, «Гамлет» А.Тома в 1992 г. с Т.Хэмпсоном в заглавной роли). С 1973 года в течение ряда лет художественным руководителем театра был известный итальянский композитор Ренцо Росселини (1908-1982), брат выдающегося кинорежиссера Роберто Росселини. Но все это уже другая тема...
Яркой и противоречивой личностью был Рауль Гюнсбург. Парадоксальным образом в нем сочетались качества фантазера и практика, лукавого царедворца и увлеченного творческого человека театра, хитроватого директора и гостеприимного хозяина дома. В нем уживались преклонение перед великими художниками и желание угодить венценосным особам.** Все наносное, впрочем, забывается, а дела остаются. Воздадим же должное тем его свершениям, благодаря которым обогатилась история музыкального театра.
* Российские меломаны могли недавно познакомиться с этим чудесным
произведением, дважды транслировавшимся радиостанцией «Орфей».
** Забавную историю рассказывает Джильи в своих воспоминаниях.
Однажды, желая доставить удовольствие правителю Монако, Гюнсбург
попросил великого певца исполнить в качестве вставного номера в
«Травиате» знаменитую арию Энцо «Небо и море» из «Джоконды»
Понкьелли»!
Е. Цодоков