нем. Humoreske, от Humor — юмор
Музыкальная пьеса шутливого, юмористического характера или включающая выдержанные в таком характере разделы. Название "юмореска" впервые применил Р. Шуман к своей фп. пьесе ор. 20 (1839); он исходил из понимания термина в духе Жана Поля Рихтера (юмор как удачное соединение мечтательности и шутки); юмореска Шумана - развёрнутая пьеса, состоящая из ряда лирических и скерцозных эпизодов (Шуман создал также Ю. для фп. трио - No 2 в его "Фантастич. пьесах" для этого состава, ор. 88, 1842). Позднее мн. композиторы 19 в. применяли термин "Ю." для обозначения как отд. пьесы, так и серии небольших пьес, гл. обр. для фп. При этом они трактовали Ю. иначе, чем Шуман. Юморески Э. Грига (4 Ю. для фп. ор. 6, 1865) - род жанровых зарисовок, в к-рых нашли отражение самобытные черты норв. нар. музыки. В юморесках А. Дворжака (8 Ю. для фп. ор. 101, 1894) ярко проявилось лирич. начало (особенно в наиболее известной Ю. No 7 Ges-dur), y М. Регера - скерцозность (5 Ю. ор. 20, Ю. ор. 32 No 6 и др.). Известны и Ю. для др. составов; в их числе 5 Ю. для мужского 4-гол. хора Лёве (1843), Ю. для оркестра Хумпердинка (1879). В рус. музыке в Ю. заметно выступают скерцозно-плясовые черты. Таковы юморески П. И. Чайковского ("Две пьесы" для фп. ор. 10, No 2, 1872), С. В. Рахманинова ("Салонные пьесы" для фп. ор. 10, No 5, 1894). Эту традицию во многом продолжают и сов. композиторы - Л. Н. Ревуцкий, О. В. Тактакишвили, Р. К. Щедрин и др. Родственны Ю. бурлеска, каприччо.
Т. Ю. Овсянникова