Ритмическое деление — деление музыкальной длительности (временной доли) на равные части. Основным видом ритмического деления является деление на две части: целой ноты на две половинные, половинной на две четвертные, четвертной на две восьмые и т. д., а также деление трёхдольных длительностей на три части: целой с точкой на три половинные ноты, половинной с точкой на три четвертные, четвертной с точкой на три восьмые и т. д.
Основной вид ритмического деления.
Помимо этого, применяется произвольное (условное) деление осн. длительностей на разл. число равных долей, не отвечающее господствующему в данном произв. принципу метрич. деления; т. о., возникают дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль, октоль, нонемоль, децимоль, а также группы с бульшим числом дробных длительностей, не имеющие спец. названий. В произвольном Р. д. дробные длительности короче соответствующих им длительностей при чётном делении.
Примеры произвольного ритмического деления:
Ф. Шуберт. Серенада.
П. И. Чайковский. «То было раннею весной». Романс.
П. И. Чайковский. «Спящая красавица».
А. Н. Верстовский. Отрывок из оперы «Вадим».
Н. А. Римский-Корсаков. «Садко», 2-я картина.
Например, триоль из восьмых нот по временнуй протяжённости равна двум восьмым основного деления, или одной четверти; квинтоль из шестнадцатых — четырём шестнадцатым основного деления, или одной четверти. В произвольном Р. д. трёхдольных длительностей дробные доли в некоторых случаях длиннее основных долей, например: две дуольные восьмые равны трём восьмым основного деления и т. п. (см. примеры). В ритмические группы произвольного деления могут входить паузы, равные по длительности замещаемым ими дробным долям, напр.:
и т. п.
В. А. Вахромеев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.