Длительность — свойство звука, зависящее от продолжительности колебания источника звука. Абсолютная длительность звука измеряется в единицах времени. В музыке важнейшее значение имеет относительная длительность звуков. Соотношение различной длительности звуков, проявляющееся в метре и ритме, лежит в основе музыкальной выразительности.
Обозначениями относительной длительности служат условные знаки — ноты: бревис (равная двум целым нотам), целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая, шестьдесятчетвёртая (более короткие длительности применяются редко). К нотам могут присоединяться дополнительные знаки — точки и лиги, увеличивающие их длительность соответственно определённым правилам. От произвольного (условного) деления основных длительностей образуются ритмические группы; к ним относятся дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль и др. См. Ноты, Нотное письмо.
В. А. Вахромеев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Естественный музыкальный звук длится столько, сколько колеблется струна или столб воздуха. Однако потребности музыкальной выразительности часто превышают эти физические возможности. Поэтому исполнение на каждом инструменте, да и сами инструменты содержат всевозможные приемы и приспособления, способные продлить звук или, наоборот, укоротить его. А то, что звуки требуются самой различной длительности (как и линии в рисунке должны быть разные — иначе это будет школьная тетрадь в клеточку или в полосочку), — это понятно.
Как и во всякой науке, в музыке есть своя система мер и счета. Она достаточно проста, и дети обычно ее усваивают в 5 — 6-летнем возрасте одновременно с изучением нотной записи. За основу берется длинная нота, называемая «целой», и она дробится на половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые, тридцатьвторые и еще более мелкие (редко).
Эта система достаточно гибкая и позволяет записать музыку любой ритмической сложности. Однако, сформировавшаяся много веков назад трудами средневековых теоретиков, она мало пригодна для записи народного пения. Поэтому на основе традиционной возникают и другие, современные системы ритмической записи звуков. Например, пишут одни только головки нот без штилей. Исполнитель сам определяет, в каком темпе их играть или петь. А для того, чтобы дать ему ориентир, композитор пишет темные, заштрихованные головки для относительно быстрых нот, белые — для долгих, а наполовину заштрихованные — для средних.
М. Г. Рыцарева