Стереофония

Категории словаря

Стереофония (букв. — пространственное звучание, от греч. stereos — объёмный, пространственный и ponn — звук) — способ телефонии и радиовещания, а также звукозаписи и её воспроизведения, при к-рых сохраняется характер звучания, отражающий пространственное расположение разл. источников звука и их перемещение. Человек судит о расположении звуковых источников в пространстве в связи с различием их воздействия на правое и левое ухо; в физиологии это наз. бинауральным эффектом. В зависимости от угла, образующегося между волновым фронтом звучания и головой слушателя, разл. слышимость правым и левым ухом определяется как разностью фаз воспринимаемых звуковых волн, так и ослаблением звучания в результате его частичного экранирования головой слушателя. В телефонии и радиотелефонии стереоэффект достигается посредством применения двухканальной передачи от двух отд. микрофонов (помещаемых на нек-ром расстоянии друг от друга) и её воспроизведения с помощью двух отд. телефонов или двух динамиков (акустич. колонок).

Для стереофонич. звукозаписи применяются два расположенных на расстоянии микрофона с отд. усилителями и двумя синхронными звукозаписывающими каналами. В стереограмзаписи оба сигнала фиксируются на одной бороздке. Резец стереорекордера колеблется под воздействием двух магнитных или пьезо-электрич. сил, направленных относительно друг друга под углом 90°. Звуковоспроизведение осуществляется особым адаптерным устройством и двумя отд. усилителями с динамиками, установленными в зависимости от размера помещения и расстояния до слушателей. Для кинофильмов стереозапись производится оптич. методом по краю плёнки способами переменной ширины или плотности отпечатываемого сигнала на двух дорожках, соответствующих двум микрофонам. Магнитная стереозапись производится с помощью двух разнесённых микрофонов с отд. усилителями и магнитными записывающими головками на двух дорожках плёнки, а стерео-воспроизведение — с помощью отд. усилителей от двух магнитных головок и двух акустич. колонок, установленных на требуемом расстоянии. Для эстр. стереофонич. усиления применяются иногда три отдельных микрофонно-усилительных и звуковос- производящих канала; три акустич. колонки располагаются по ширине эстрады.

Стереофонич. звукозапись приближает восприятие музыки к тому, к-рое осуществляется при непосредств. слушании её исполнения в конц. зале. Степень значимости достигаемого с её помощью стереофонич. эффекта зависит от принадлежности данного сочинения к той или иной историч. эпохе, к тому или иному жанру, а также от его стилистич. особенностей и исполнит. состава. Так, в 18–19 вв. композиторы стремились к возможно большей слитности звучания разл. групп оркестра, что находило отражение в размещении исполнителей («рассадке» оркестра). Одноканальная запись таких произв. ещё более увеличивает слитность звучания орк. групп, а стереофоническая сохраняет их реальную пространств, рассредоточенность. Однако при записи музыки, в к-рой так или иначе используются пространственные эффекты (это относится гл. обр. к муз. творчеству 20 в.; см. Пространственная музыка), роль С. возрастает.

С 70-х гг. 20 в., помимо обычной стереофонической, применяют также четырёхканальную, квадрофоническую звукозапись, при к-рой четыре микрофона (при записи) и четыре акустич. колонки (при воспроизведении) располагаются по углам квадрата или прямоугольника, в центре к-рого находится исполнитель (исполнители) и, соответственно, слушатель. За рубежом (ФРГ, Великобритания, США и др.) начаты квадрофонич. радиопередачи, выпускаются квадрофонич. радиоприёмники, усилители, магнитофоны, электропроигрыватели и грампластинки. С. для вертикальной ориентировки звучания пока не получила практич. применения.

Литература: Горон И. E., Радиовещание, М., 1944; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запёчатлённого звука. Очерки по истории граммофона, М., 1964; Римский-Корсаков А. В., Электроакустика, М., 1973; Pурдуев В. В., Стереофония и многоканальные звуковые системы, М., 1973; Stravinsky I., (О стереофонии), в кн.: Memories and commentaries, N. Y., 1960 (рус. пер. — в кн.: Стравинский И., Диалоги, Л., 1971, с. 289–91).

Л. С. Термен
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Прима-балерина Балет и танец
Ариетта Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Реквием Термины и понятия
Колыбельная песня Музыкальные жанры
Рок-н-ролл Термины и понятия
Децибел Термины и понятия
Мундштук Музыкальные инструменты
Киев Национальные культуры
Tombe, томбе Балет и танец
Австралийская музыка Национальные культуры

Реклама