Мессиан. «Каталог птиц» для фортепиано

Композитор
Год создания
1958
Дата премьеры
15.04.1959
Жанр
Страна
Франция
Оливье Мессиан / Olivier Messiaen

«Каталог птиц» (фр. Catalogue d’oiseaux) — цикл из 13 фортепианных пьес (7 тетрадей) Оливье Мессиана. Написан в 1956-58 гг. для Ивонны Лорио. Впервые исполнен ею в парижском зале «Гаво» 15 апреля 1959 года.

Многие композиторы воспроизводили в своих произведениях звуки природы, в частности, птичьи голоса, но, пожалуй, никто не уделил этой теме столько внимания, сколько французский композитор Оливье Мессиан. В определенной степени это было связано с национальной музыкальной традицией – имитацию голосов птиц можно найти еще в произведениях Жанекена, но у Мессиана был интерес особого рода к «птичьей» теме, тесно связанный с другой важной образно-идеологической сферой его творчества – католической верой. Воспринимая музыкальное творчество «акт веры», композитор считал птиц самыми первыми музыкантами на Земле, «служителями внематериальных сфер», а их пение представлялось ему вечным восхвалением Бога.

Более четырех десятков лет композитор бродил по лесам, внимательно прислушиваясь к птичьему пению, о котором знал больше, чем ученый-орнитолог. Он изобретал различные способы записи птичьей «музыки», умел безошибочно определить вид птицы по ее пению. Ему хотелось отыскать глубинный смысл в каждой птичьей руладе. Результатом этих трудов явилось создание произведений, посвященных птицам. Среди них – «Экзотические птицы» для фортепиано, малого духового оркестра, ударных, колокольчиков и ксилофона, «Пробуждение птиц» для фортепиано с оркестром, а также «Каталог птиц» в семи тетрадях для солирующего фортепиано.

В «Каталоге птиц» отражается взгляд на природу не только с позиции человека искусства, но и с позиции исследователя – примечательно, что приводятся не только бытовые наименования птиц на французском языке, но и их латинские научные названия, точно фиксируется место и время наблюдений. Однако словесные пояснения композитора, которыми изобилует «Каталог», лишены научной сухости – они изобилуют поэтическими ассоциациями («Песнь жаворонка должна оставаться ирреальной, как голос звезд»). Круг этих ассоциаций чрезвычайно широк – приводятся параллели световые, цветовые, мистические, а также чисто музыкальные – сопоставление со звучанием того или иного инструмента или голоса.

Однако было бы ошибкой рассматривать «Каталог птиц» как стремление точно воссоздать в звучании фортепиано голоса птиц. Бессмысленность такой задачи Оливье Мессиан прекрасно понимал и к осуществлению ее не стремился: «Рабски копировать природу бесполезно и тщетно», – утверждал композитор. Его фортепианное творение – не столько «рабское копирование» пения птиц, сколько воссоздание всего многообразия ощущений и ассоциаций, которые возникают у человека при восприятии птичьих голосов.

В решении этой творческой задачи на первый план выступают музыкальные средства, связанные с «красочными» возможностями фортепиано – «игра» регистров, динамика, фактура. Динамические оттенки помогают яснее очертить «облик» каждого персонажа (например, Ворон обладает более сильным голосом, чем Теньковка), но в то же время они создают внутренние контрасты в индивидуальных музыкальных характеристиках, обогащая их. Примечательно, что Мессиан, сохраняя нюанс mf, отказывается от , ведь провести четкую границу между этими нюансами достаточно сложно, а динамические оттенки для музыкального языка «Каталога птиц» очень важны.

Фортепианная фактура «Каталога птиц» – как всегда у Мессиана – многозвучна и многосоставна. В такой фактуре возникают однотипные, повторяющиеся ритмические фигуры, образуемые одинаковыми или разными длительностями, или ритмическими группами. В некоторых случаях они зарождаются и развиваются в предельно простых гармониях – иногда даже в двухголосных созвучиях.

Персонажи «Каталога птиц» предстают на фоне их естественной среды обитания. С одинаковым совершенством передает композитор торжественность ночного пейзажа в пьесе «Тростниковая камышовка» и радостное весеннее утро в «Чернобрюхой каменке». Крупные длительности и мощная динамика в сочетании с использованием всего регистрового диапазона фортепиано живописуют горный ландшафт. Мерный, пульсирующий ритм в скромной, приглушенной динамике создает образ водной стихии. Движение мелких длительностей в верхнем регистре звучит как веяние ветра. Отдельные мотивы воспроизводят звуки, издаваемые другими обитателями описываемых ландшафтов – кузнечиками, лягушками.

«Птицы – это противоположность времени, это наше желание света, звезд, радуги», – говорит Оливье Мессиан в комментарии к другому произведению – «Квартету на конец времен». Эти слова композитора в полной мере можно отнести и к «Каталогу птиц». В этом фортепианном цикле представлена поистине космическая картина мира, переливающегося всеми красками, и представление о птицах как «служителях нематериального» соприкасается с центральной идеей творчества Мессиана – идеей веры.

реклама

вам может быть интересно

Бах. Страсти по Матфею Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама