Тема с вариациями для фортепиано фа-диез минор, Op. 72 (1900)
Мастерски написанную концертную пьесу крупной формы представляют собой фортепианные Вариации Глазунова. На основе простой краткой темы народного склада композитор развертывает перед слушателем пеструю цепь разнообразных музыкальных картин, объединенных в одно прочно спаянное целое. В строгой логической последовательности, с которой Глазунов выстраивает весь этот ряд видоизменений темы или свободных парафраз на нее, А. Д. Алексеев не без оснований усматривает аналогию вариационному искусству Брамса. Отдельные вариации группируются в более крупные построения, из которых складывается форма произведения в целом.
В первых трех вариациях тема не претерпевает существенных изменений и остается легко узнаваемой, «оседая» таким образом в памяти слушателя. Следующая группа из трех вариаций, в которых сохраняется только метрическая структура темы, образует переходное построение. Начиная с седьмой вариации, сохраняется отдаленная связь с темой, которая время от времени напоминает о себе, частично или полностью вплетаясь в музыкальную ткань. Две последние, значительно расширенные вариации — лирическая четырнадцатая (Andante tranquillo) в духе колыбельной с мягко звучащей в теноровом регистре темой и плавно покачивающимся сопровождением и широкая эпическая пятнадцатая, разрастающаяся до размеров самостоятельного финала.
Ю. Келдыш
Фортепианное творчество Глазунова →