Маттезон, Иоганн (нем. Johann Mattheson; 28 IX 1681, Гамбург — 17 IV 1764, там же) — немецкий музыкальный писатель, композитор, певец и дирижёр.
В детстве обучался пению и игре на музыкальных инструментах (орган, чембало, гобой, флейта), пел в хоре Гамбургской оперы; с 1697 исполнял теноровые партии. Последний раз выступил публично как певец в 1705 в опере «Любовь, приобретённая кровью и злодейством, или Нерон» Генделя. С того же года воспитатель, затем секретарь в доме английского посланника. Одновременно с 1715 капельмейстер (до 1728) и каноник Гамбургского собора. С 1741 на дипломатической службе у князя Гольштейнского.
Разносторонняя деятельность Маттезона способствовала развитию немецкой музыки. В теоретических трудах выступал сторонником прогрессивного для того времени учения об аффектах, боролся против схоластики, отживших музыкальных теорий, за утверждение современной мажорно-минорной системы. Один из первых немецких профессиональных музыкальных критиков, Маттезон отстаивал в статьях принципы и воззрения английских и французских просветителей, выступая в то же время поборником национальной музыки. Маттезон утверждал взгляд на музыку как на содержательное искусство, выражающее глубокие чувства и переживания человека. В своих трудах он систематизировал многие музыкальные явления («Совершенный капельмейстер», 1739), прозорливо определил значение отдельных музыкантов («Основы врат чести», 1740).
Существенное место в истории немецкого оперного театра занимают произведения Маттезона, оказавшие определённое влияние на оперное творчество Г. Ф. Генделя. Перевёл на немецкий язык многие оперные либретто, а также книгу Дж. Мэнэринга о Генделе («Memoirs of the life of the late G. F. Handel», 1760; в переводе Маттезона — «Georg Friedrich Handels Lebensbeschreibung», 1761). Ему принадлежат работы по вопросам истории и богословия.
Сочинения:
оперы — Виктор, герцог норманнов (Victor, Herzog der Normannen, совместно с др. авторами, 1702), Несчастная Клеопатра (Die ungluckselige Cleopatra, 1704), Возвращение золотого века (Le retour du siecle d’or, 1705), Борис Годунов (1710), Тайные приключения Генрика IV, короля Кастилии (Die geheimen Begebenheiten Henrico IV, Konigs von Castilien, 1711), Зенобия (1722); зингшпили — Плеяды (Die Plejades oder Das Sieben-Gestirn, 1699, Гамбург), Благородный Порсенна (Der edelmuthige Porsenna, 1702, там же); 24 оратории и кантаты, инструментальные пьесы, церковные произведения и др.
Литературные сочинения: Das neu-eroffnete Orchestre, Hamb., 1713; Das beschutzte Orchestre, Hamb., 1717; Das forschende Orchestre, Hamb., 1721; De eruditione musica, Hamb., 1732, 1751; Der vollkommene Capellmeister. Das ist grundliche Anzeige aller derjenigen Sachen, die einer wissen, konnen und vollkommen inne haben muss, der einer Capelle mit Ehren und Nutzen vorstehen will, Hamb., 1739; Grundlagen einer Ehren-Pforte, worin der tuchtigsten Capellmeister, Componisten, Musikgelehrten, Tonkunstler u s. w. Leben, Werke, Verdienste u s. w. erscheinen sollen, Hamb., 1740; и др.
Литература: Маркус С., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959; Meinardus L., Johann Mattheson und seine Verdienste um die deutsche Tonkunst, Lpz., 1879; Retzoldt R., Johann Mattheson, «Die Musik», 1931, No 12; Вauermeister E., Matthesons «Handel-Komplex», «Musica», 1960, No 11.
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.