Анна Моффо (англ. Anna Moffo; 1932—2006) — итало-американская оперная певица (сопрано) и киноактриса.
«Последняя примадонна» – так нередко именовали итальянскую певицу Анну Моффо. «Последняя» – это, пожалуй, выглядит преувеличением, но примадонной она действительно была. Наделенная и великолепным сопрано, и красотой, она создала множество незабываемых сценических образов. Талант артистки проявился не только в оперном искусстве, но и в кинематографе.
Анна Моффо появилась на свет в городе Уэйне, расположенном в штате Пенсильвания. Отец ее был сапожником, мать тоже не имела отношения к музыке, что не помешало Анне заинтересоваться искусством пения и после окончания школы поступить в Кёртисовский институт музыки в Филадельфии. Хотя родина Анны Моффо – США, жизнь ее с самого начала была связана с Италией: родители ее были итальянскими иммигрантами, а в институте она обучалась вокалу под руководством итальянского преподавателя Эуджении Джаннини-Грегори (сестры известной певицы Дузолины Джаннини). Счастливый случай решил ее судьбу: в институт прибыл импресарио из Нью-Йорка, чтобы прослушать подающего надежды скрипача, но гораздо большее впечатление произвело на него выступление Моффо на студенческом концерте. Стараниями этого импресарио Анна получила стипендию в рамках программы Фулбрайта, что позволило ей в 1954 году продолжить образование на исторической родине.
В Италии Анна Моффо стала студенткой римской Академии Санта-Чечилия, где наставниками ее были Луиджи Риччи и Мерседес Льопарт. Уже через год после начала обучения – в 1955 году – молодая певица заявила о себе, выступив в Сполето в рамках фестиваля, ее оперным дебютом стала партия Норины в опере Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале». Впрочем, гораздо большую известность ей принесло не первое сценическое выступление, а первое появление на телеэкране. В 1956 году итальянское телевидение экранизировало оперу Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», и Анна Моффо исполнила главную роль в этом фильме.
Участие в экранизации оказалось для певицы счастливым во всех отношениях: режиссер Марио Ланфранки, поставивший фильм, год спустя стал ее супругом, а сама певица после выхода фильма на экраны в одночасье стала знаменитостью. «Красавица с ангельским голосом», – это лишь один из тех лестных эпитетов, которыми награждали ее критики. Приглашение следовало за приглашением: концерт в Римской опере, партия Нанетты в «Фальстафе» Джузеппе Верди под управлением самого Герберта фон Караяна, выступление в партии Мюзетты в «Богеме» Джакомо Пуччини – партнерами ее в этом спектакле были Джузеппе ди Стефано и Мария Каллас, партии Амины в «Сомнамбуле» Винченцо Беллини и Церлины в «Дон Жуане» Вольфганга Амадея Моцарта на фестивале в Экс-ан-Прованс, Венская опера, Зальцбургский фестиваль, «Ла Скала»…
Анна Моффо связывала столь быстрый успех с кинематографическим дебютом, утверждая, что если бы не телевидение, то на завоевание европейской известности ей пришлось бы потратить не одно десятилетие. Конечно, в этом утверждении есть известная доля скромности, всегда свойственной истинным талантам, но Анна Моффо действительно заслужила прозвание «оперной звезды телевизионной эры». Наряду со сценическими выступлениями она участвовала в многочисленных экранизациях опер: «Фальстаф» Джузеппе Верди, «Сомнамбула» Винченцо Беллини, «Служанка-госпожа» Джованни Баттиста Перголези, «Дочь полка» и «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти, причем во всех этих фильмах-операх Моффо не пела за кадром, а сама появлялась на экране, демонстрируя талант киноактрисы. Появление Моффо на телеэкране не ограничивалось оперными экранизациями, она вела цикл телепередач под названием «Бельканто». Первая передача цикла была посвящена творчеству Джоаккино Россини. Кроме того, в 1960-х годах она снялась в ряде фильмов, которые не являлись оперными экранизациями: «Битва при Аустерлице», «Развод», «Домашнее хозяйство по-итальянски».
Параллельно развивалась карьера Анны Моффо за океаном. В театре «Метрополитен-опера» она впервые выступила в 1959 году и пела в нем последующие семнадцать сезонов. Среди партий, исполненных ею – Джильда в «Риголетто» Джузеппе Верди, Маргарита в «Фаусте» Шарля Гуно, Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта и многие другие, певица исполнила даже меццо-сопрановую партию – заглавную роль в «Кармен» Жоржа Бизе. Но первой партией, исполненной ею в «Метрополитен-опера», была роль Виолетты в «Травиате». Эту партию певица исполнила за свою творческую жизнь более восьми сотен раз в общей сложности и очень ее любила. Чтобы глубже проникнуть в образ, она многократно перечитывала «Даму с камелиями». К образу Виолетты она относилась настолько трепетно, что даже позволяла себе спорить с режиссерами – например, она отказалась курить сигару, как требовал того флорентийский дирижер. Возможно, c исторической точки зрения он и был прав, утверждая, что в XIX это делали все дамы, страдавшие чахоткой, но в представлении певицы такая деталь не вязалась с образом героини – и она отстояла свою точку зрения.
В 1970-х годах Анна Моффо снялась в ряде экранизаций оперетт, созданных немецким телевидением: «Королева чардаша» Имре Кальмана, «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха, «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, а также в кинофильмах «Концерт для одного пистолета» и «История любви».
Последние годы жизни певицы были омрачены тяжелой болезнью – много лет она боролась с раком. Анна Моффо ушла из жизни в 2006 году.