Александр Тихонович Гречанинов

Alexander Gretchaninov

Дата рождения
25.10.1864
Дата смерти
03.01.1956
Профессия
Страна
Россия
Александр Тихонович Гречанинов / Alexander Gretchaninov

Александр Тихонович Гречанинов (13 [25] октября 1864, Калуга — 3 января 1956, Нью-Йорк) — русский композитор.

С годами я все более и более укреплялся в сознании истинного своего призвания и в призвании этом видел свой жизненный долг...
А. Гречанинов

Было в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского интеллигента — статный, белокурый, в очках, с «чеховской» бородкой; но более всего — той особой чистотой души, строгостью нравственных убеждений, которые определили его жизненную и творческую позицию, верность традициям отечественной музыкальной культуры, истовый характер служения ей.

Творческое наследие Гречанинова огромно — ок. 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к 7 драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия — хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей. Музыка Гречанинова пользовалась популярностью, ее охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов. А. Нежданова, Н. Голованов, Л. Стоковский. Однако творческая биография композитора складывалась трудно.

«Я не принадлежал к тем счастливцам, жизненный путь которых усеян розами. Каждый шаг моей артистической карьеры стоил мне неимоверных усилий». Семья московского купца Гречанинова прочила мальчика в торговлю. «Только когда мне было 14 лет, я впервые увидел фортепиано... С той поры фортепиано делается моим неизменным другом». Упорно занимаясь, Гречанинов в 1881 г. втайне от родителей поступил в Московскую консерваторию, где занимался у В. Сафонова, А. Аренского, С. Танеева.

Самыми большими событиями своей консерваторской жизни он считал Исторические концерты А. Рубинштейна и общение с музыкой П. Чайковского. «Мальчиком мне удалось быть на первых представлениях „Евгения Онегина“ и „Пиковой дамы“. На всю жизнь я сохранил громадное впечатление, какое произвели на меня эти оперы».

В 1890 г. из-за разногласий с Аренским, отрицавшим у Гречанинова композиторские способности, пришлось оставить Московскую консерваторию и перейти в Петербургскую. Здесь молодой композитор встретил полное понимание и добрую поддержку Н. Римского-Корсакова, в том числе и материальную, что было немаловажно для нуждающегося юноши. Консерваторию Гречанинов закончил в 1893 г., представив в качестве дипломной работы кантату «Самсон», а через год за Первый струнный квартет был удостоен премии на Беляевском конкурсе. (Такими же премиями впоследствии были отмечены Второй и Третий квартеты.)

В 1896 г. Гречанинов вернулся в Москву уже известным композитором, автором Первой симфонии, многочисленных романсов и хоров. Начался период самой активной творческой, педагогической, общественной деятельности. Сблизившись с К. Станиславским, Гречанинов создает музыку к спектаклям МХТ. Особенно удачным оказалось музыкальное оформление пьесы А. Островского «Снегурочка». Станиславский назвал эту музыку превосходной.

В 1903 г. состоялся дебют композитора в Большом театре оперой «Добрыня Никитич» при участии Ф. Шаляпина и А. Неждановой. Опера заслужила одобрение публики и критики. «Считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку», — писал Римский-Корсаков автору.

В эти годы Гречанинов много работал в жанрах духовной музыки, поставив перед собой цель максимально приблизить ее к «народному духу». А преподавание в школе сестер Гнесиных (с 1903 г.) послужило стимулом к сочинению детских пьес. «Я обожаю детей... С детьми я всегда чувствовал себя равным им», — говорил Гречанинов, объясняя ту легкость, с которой создавал детскую музыку. Для детей он написал множество хоровых циклов, среди которых «Ай, ду-ду!», «Петушок», «Ручеек», «Ладушки» и др.; фортепианные сборники «Детский альбом», «Бусинки», «Сказочки», «Бирюльки», «На зеленом лугу». Специально для детского исполнения предназначены оперы «Елочкин сон» (1911), «Теремок», «Кот, петух и лиса» (1921). Все эти сочинения мелодичны, интересны по музыкальному языку.

В 1903 г. Гречанинов принял участие в организации Музыкальной секции Этнографического общества при Московском университете, в 1904 г. участвовал в создании Народной консерватории. Это стимулировало работу по изучению и обработке народных песен — русских, башкирских, белорусских.

Кипучую деятельность развернул Гречанинов во время революции 1905 г. Вместе с музыкальным критиком Ю. Энгелем он был инициатором «Заявления московских музыкантов», собирал средства семьям погибших рабочих. К похоронам Э. Баумана, вылившимся в народную демонстрацию, написал «Траурный марш». Письма этих лет полны уничтожающей критики в адрес царского правительства. «Несчастная родина! Какой прочный фундамент сложили они себе из мрака и невежества народного»... Общественная реакция, наступившая после поражения революции, в какой-то мере отразилась на творчестве Гречанинова: в вокальных циклах «Цветы зла» (1909), «Мертвые листья» (1910), в опере «Сестра Беатриса» по М. Метерлинку (1910) ощущаются пессимистические настроения.

В первые годы Советской власти Гречанинов активно участвовал в музыкальной жизни: организовывал концерты-лекции для рабочих, руководил хором детской колонии, давал хоровые уроки в музыкальной школе, выступал в концертах, делал обработки народных песен, много сочинял. Однако в 1925 г. композитор уехал за границу и на родину больше не вернулся. До 1939 г. он жил в Париже, где концертировал, создал большое количество произведений (Четвертая, Пятая симфонии, 2 мессы, 3 сонаты для разных инструментов, детский балет «Лесная идиллия» и др.), в которых остался верен русским классическим традициям, противопоставляя свое творчество западному музыкальному авангарду. В 1929 г. Гречанинов вместе с певицей Н. Кошиц с триумфальным успехом гастролировал в Нью-Йорке и в 1939 г. переселился в США.

Все годы пребывания за рубежом Гречанинов испытывал острую тоску по родине, постоянно стремился к контактам с Советской страной, особенно в годы Великой Отечественной войны. Событиям войны он посвятил симфоническую поэму «К победе» (1943), ноты которой выслал в Советский Союз, и «Элегическую поэму памяти героев» (1944).

24 октября 1944 г. в Большом зале Московской консерватории торжественно отмечалось 80-летие Гречанинова, исполнялась его музыка. Это чрезвычайно воодушевило композитора, вызвало новый прилив творческих сил. До последних дней Гречанинов мечтал вернуться на родину, но этому не суждено было осуществиться. Почти оглохший и ослепший, в крайней бедности и одиночестве он скончался на чужбине в возрасте 92 лет.

О. Аверьянова


Обзор творчества

Гречанинову принадлежат произведения различных жанров: 6 опер (в т. ч. 3 детские), 5 симфоний, камерно-инструментальные ансамбли, сочинения для различных инструментов, более 100 романсов, вокальные ансамбли, хоры, обработки народных песен, театральная и церковная музыка. Однако его крупные инструментальные сочинения и оперы не обладают самостоятельностью стиля и эклектически сочетают влияние композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского.

Относительным успехом пользовалась опера «Добрыня Никитич», в которой образы русского народного эпоса преломлены в лирически-романсовом плане. В опере «Сестра Беатриса» Гречанинов отдал дань символистским тенденциям, воспринятым, однако, чисто внешне: наряду со стилизацией средне-векового григорианского хорала в музыке оперы сказывается влияние вагнеровской пышной оркестровой звукописи. Особое место занимает опера «Женитьба» (на текст одноименной комедии Н. В. Гоголя, 1945-46), выдержанная в декламационном плане. Гречанинов попытался здесь независимо от аналогичного творческого эксперимента М. П. Мусоргского решить задачу воплощения в музыке гоголевской прозы.

Наиболее ярко дарование композитора раскрылось в камерно-вокальных и хоровых жанрах. В его романсах использованы стихи русских поэтов — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Вяч. И. Иванова. Популярны романсы: «Колыбельная» (сл. Лермонтова), «Узник» и «Ночь» (сл. Пушкина), «Степью иду я унылою» и «Что ты поникла, зелёная ивушка» (сл. A. Н. Плещеева), «Острою секирою ранена берёза» и «На нивы жёлтые» (сл. А. К. Толстого), привлекающие мягкой лирической напевностью, чутким преломлением народно-песенных элементов, поэтической пейзажностью. Характеристичностью музыкального языка отличаются «4 басни Н. А. Крылова» (1903). В вокальных сочинениях начала 20 века проявляются черты большего драматизма и вместе с тем изысканности стиля: циклы «Цветы зла» (сл. Ш. Бодлера, 1909), «Драматическая поэма» (сл. Г. Гейне, пер. B. С. Соловьёва, 1910), «В сумерки» (сл. Гейне, Блока, Бальмонта, Тютчева, 1913), «Триптих» (сл. Вяч. Иванова, 1915) и др. Подчас в них ощущается влияние образов символистской поэзии.

Несколько циклов хоров a cappella, относящихся преимущественно к раннему периоду творчества Гречанинова, близки по своему содержанию и музыкальному языку его камерно-вокальной лирике. Нередко композитор использует в них народные тексты и мелодии или, не прибегая к цитированию, самостоятельно претворяет образы народно-песенного творчества (напр., «Лён», ошибочно принимавшийся за подлинную народную песню).

В области церковной музыки Гречанинов, следуя идеям Смоленского, стремился возродить стиль старинного русского пения, близкого к народным истокам. Вместе с тем он использовал в своих духовных сочинениях достижения различных жанров русской музыки 19 века, симфонизируя хоровую фактуру, внося элементы оперной выразительности. Эти новые тенденции впервые проявились в двух духовных хорах ор. 19 (1898) и «Литургии Иоанна Златоуста» № 2 (1903). В дальнейшем Гречанинов, не ограничиваясь хоровым звучанием, включал в партитуру инструменты. Такие сочинения, нарушавшие каноны православного богослужения, не были допущены к исполнению в церквах: они звучали на концертной эстраде, среди них — «Демественная литургия» (1917, 2-я ред. 1926), одна из частей которой («Сугубая ектения») получила известность в исполнении Ф. И. Шаляпина.

Ценный вклад внёс Гречанинов в детскую музыку. Его сборники детских песен (на тексты русских поэтов или на народные слова, иногда с использованием подлинных народных мелодий) широко вошли в педагогическую практику, в репертуар детских хоров. Различные по степени трудности детские песни Гречанинова соединяют инструктивные задачи с разнообразием художественных средств.


Сочинения:

оперы — Добрыня Никитич (ор. 22, 1895-1901, пост. 1903, Большой т-р, Москва), Сестра Беатриса (ор. 50, 1908-10, пост. 1912, Оперный т-р Зимина, Москва), Женитьба (ор. 180, 1946, пост. 1948, Муз. фестиваль в Беркшире, Англия)

детские оперы — Ёлочкин сон (ор. 55, 1911), Теремок (ор. 92, 1919), Кот, петух и лиса (ор. 103, 1924)

для оркестра — 5 симфоний (h-moll, op. 6, 1894; Пасторальная, A-dur, op. 27, 1902-09; E-dur, ор. 100, 1920-23; C-dur, op. 102, 1923-24; g-moll, op. 153, 1936-37), Лесная идиллия, балет-дивертисмент (op. 117, 1925), симфоническая поэма К победе (б. op., 1943), Элегическая поэма (ор. 175, 1945), увертюра Великий праздник (ор. 178, 1946), Лирическая поэма (ор. 185, 1947-48)

камерно-инструментальные ансамбли — 2 фортепианных трио (c-moll, op. 38, 1906; G-dur, op. 128, 1931), 4 струнных квартета (G-dur, op. 2, 1892-93; d-moll, op. 70, 1914; c-moll, op. 75, 1915-16; F-dur, op. 124, 1929)

для скрипки и фортепиано — 2 сонаты (D-dur, op. 87, 1918-19; c-moll, op. 137, 1933)

для виолончели и фортепиано — соната (op. 113, 1927)

для фортепиано, в т. ч. 2 сонаты (g-moll, op. 129, 1929; op. 174, 1944)

романсы (свыше 200)

детские песни (сборники) — Ай-дуду (ор. 31, 1903), Петушок (ор. 39, 1906), Ручеёк (ор. 40, 1907), В деревне (ор. 45, 1908), Времена года (ор. 46, 1908), Пчёлка (ор. 66, 1914), Жаворонок (ор. 67, 1914), Тропинка (ор. 89, 1920), Ладушки (оп. 96, 1922-23), Мать-гусыня (Mather goose, текст англ., ор. 122, 1930)

обработки народных песен — Татарские и башкирские песни для голоса и фортепиано (ор. 25, 1901), Шотландские народные песни на сл. Бёрнса (ор. 49, 1909), 3 великорусские народные песни для жен. квартета или хора (ор. 77, 1917), 3 украинские народные песни для жен. квартета или хора (ор. 82, 1918), 4 белорусские народные песни для голоса и фортепиано (ор. 84, 1918), 2 великорусские народные песни для голоса и фортепиано (ор. 91, 1920), 2 великорусские народные песни для голоса и фортепиано (ор. 120, 1929)

Литературные сочинения:

• Несколько слов о «духе» церковных песнопений, «Московские ведомости», 1900, 23 февраля
• По поводу моей статьи «О духе церковных песнопений», там же, 1900, 14 марта
• Моя музыкальная жизнь, Париж, 1934 (английский перевод, с дополнениями и вступительной статьей Н. Слонимского — My life, N. Y., 1952; в обоих изданиях — список музыкальных сочинений)

Ю. В. Келдыш
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама