Саз — струнный щипковый инструмент, распространённый у многих народов Кавказа и Закавказья.
Азербайджанский саз имеет глубокий корпус грушевидной формы из орехового или тутового дерева, долблёный или склеенный из отд. клёпок, и длинную шейку, прямоуг. или округлую с тыльной стороны. В тонкой деревянной деке С., иногда также в корпусе, просверлены мелкие резонаторные отверстия. Гриф и края деки часто украшаются перламутром. В головке, к-рая служит продолжением шейки, имеются деревянные колки, к колкам прикреплены металлич. струны (4–10; наиболее употребительны С. с 8–10 струнами); по настройке они объединяются в 3 группы, каждая из к-рых настраивается в унисон, — мелодическая (3-хорная; строй d1), бурдонная (2-хорная; строй g), аккомпанирующая (3-хорная; строй с1). Т. о., крайние группы струн образуют интервал большой секунды, средняя — ниже 1-й на квинту и ниже 3-й на кварту. Струны 1-й группы служат для исп. мелодии, струны 2-й используются открытыми, создавая органный пункт, струны 3-й — поддерживают нек-рые мелодич. ходы и участвуют в гармония, созвучиях. Исполнитель опирает корпус о верхнюю часть груди, шейку приподнимает, играет плектром, защипывая поочерёдно все струны. Поэтому мелодия постоянно сопровождается гармонич. фоном — кварто-квинтовыми аккордами, часто с полутонами. Звук С. — звонкий, нежный, красивого тембра (в классич. азерб., арм. и дагестанской поэзии С. определяется как «сладкозвучный», «золотой»).
Существуют С. малые (500–700 мм), средние (800–1000 мм) и большие (1200–1500 мм), к-рые носят на ремне через плечо. С. — один из самых старинных нар. инструментов Азербайджана. Его предшественниками считают ситар (или джуфти саз; упоминается в поэмах Низами, 12 в.) и дутар, имеющий сходную форму. Исполнители на С. — ашуги используют его как аккомпанирующий инструмент при сольном пении, во вступит. импровизациях, сольных инстр. эпизодах, разделяющих части произв., и в отыгрышах, проявляя высокое мастерство и как инструменталисты. С. применяется и в совр. ансамблях, и в оркестрах нар. инструментов.
Армянский саз имеет ту же конструкцию, что и азербайджанский; отличается лишь настройкой 2-й группы струн. звучащей октавой выше, чем в азерб. С. (е1-a1-d1).
Дагестанский саз называемый чунгур (чугур) — 2-струнный, его парные струны настраиваются в кварту (d1-a, f1-с1).
Саз распространён также в Иране, Афганистане и др. странах Востока.
Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1964, 1975, с. 110, 119, 136,148; Эльдарова Э., Саз — музыкальный инструмент азербайджанских ашугов, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, вып. 1, М., 1969, с. 75–88.
Н. А. Лисова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.