Туонг

Категории словаря

Туонг (tuong) — вьетнамский классический музыкальный театр. Согласно историческим свидетельствам, театр Туонг сложился во Вьетнаме в 11–13 вв. на основе театральных представлений чо туонг и хат кой-чан, включавших в себя танцы, пение, акробатику, сцены, изображающие сражения, и т. д. В 1285 в период правления императора Чан Нян Тонга благодаря деятельности пленного китайского актёра Ли Нгуен Ката при вьетнамском дворе была сформирована первая труппа Туонга. С 1437 Т. стал официальным придворным театральным жанром, в период с 15 по 19 вв. интенсивно развивался при поддержке императорских династий.

В 1804 в городе Хюэ построено первое здание Вьетнам. т-ра, а позднее по приказу имп. Ты Дыка (1848–1883) сформирована имп. труппа с театр. школой «Хак бо динь» при ней. Для создания репертуара Т. привлекались выдающиеся поэты и музыканты того времени, напр. Дао Зуй Ты (1572–1634); имена авторов произв., написанных для т-ра Т. до 19 в., остались неизвестными; в 19 в. для т-ра Т. писал вьетнам. драматург Дао Тан (1848–1908). Он создал ок. 20 пьес, сюжеты к-рых обнаруживают влияние китайского классич. т-ра, однако их образное содержание отличается нац. самобытностью.

В кон. 19 в. сложился жанр туонг до, положивший начало сатирич. направлению в т-ре Т. Пьесы в жанре туонг до создавались такими видными драматургами, как Динь Фыонг, Нго Куй Донг, Нгуен Чонг Чи и др. В ранний период франц. колониального господства нек-рые драматурги (Хоанг Као Кхай, Нгуен Тхан и др.) использовали Т. с целью пропаганды нового режима, установленного колониальными властями. В свою очередь, прогрессивные драматурги создали ряд новых патриотич. пьес (напр., «Чынг Ны выонг»- «Воительницы Чынг» Фан Бой Тяу, «Донг, а сонг фунг» — «Восточноазиатские козни» Нгуен Хыу Тиема и др.). Последнее десятилетие 19 в. характеризуется влиянием европ. романтизма на все виды вьетнам. нац. иск-ва, в т. ч. и на классич. т-р, что выразилось в изменении сюжетов (от героических к лирическим), а также в характере спектаклей, утративших многие черты, присущие классич. т-ру. В период с 1925 по 1945 в связи с развитием нового вида театр. иск-ва реформаторского т-ра Юга (кай лыонг) классич. т-р пришёл в упадок, с 1940 по 1950 пьесы классич. репертуара сошли со сцен большинства т-ров. После Августовской революции, в 1950-е гг., Т. возродился, обогатившись совр. формами выражения. В 60-80-е гг. 20 в. ставятся пьесы из традиц. репертуара Т., посвящённые героич. прошлому Вьетнама, нац.-освободит. борьбе против иноземных захватчиков (напр., «Семья сумасшедшей» Нгуен Лая). В сельской местности Т. существует в форме традиц. т-ра, что, однако, не даёт основания причислять его к истинно традиционному театру, каковым во Вьетнаме являются тео, руа нуок (кукольный театр) и др.

Все элементы т-ра Т. — сюжет, персонажи, музыка, танцы и жесты, грим и костюмы связаны с определ. символикой. Напр., в пьесе «Ван Быу Чинь туонг» («Десять тысяч драгоценностей Тыонга») Дао Тана действующие лица представляют собой персонифицированные медикаменты, в пьесе «Куан суонг хиен тхюи» («Собрание ароматов, приподносимых на счастье») того же автора — разл. цветы. В классич. т-ре, как и в тео, осн. способом выражения является мелодекламация, перемежаемая разговорной речью (ной ве) и изредка пением. В мелодекламации, отражающей характерные черты нац. просодии (вьетнам. яз. тонален), используется более 100 разл. попевок, организованных определ. метроритмич. формулами; каждая из попевок символизирует характер того или иного персонажа (напр., напев безумной женщины), эмоциональное состояние героя в к.-л. момент (напр., напев разлуки), конкретную сценич. ситуацию (напев столкновения 2 персонажей-соперников). Моменты собственно пения в Т. редки, и переход к нему от мелодекламации столь плавен, что подчас его трудно уловить. Пение основано на следующих мелодич. типах: бай бан и хат — напевы с оформленной ладомелодич. и метроритмич. структурой; диеу — попевки, строго сохраняющие лишь принадлежность к определ. ладу. Пение типа хат включает 2 разновидности — хат хать и хат нам, сложившиеся в муз. практике традиции Хюэ. Хат хать отличается мужеств. характером и используется обычно в военных сценах и конфликтных ситуациях (лад бак, антифонная манера исполнения). Хат нам — лирич., печальные мелодии в ладу нам.

В классич. вьетнам. т-ре музыка подчинена закономерностям развития словесного текста, представленного как прозой, так и стихами. Мелодекламация в прозе применялась для разъяснения смысла стихотворных разделов (чаще всего на кит. яз.) и называлась лой хуонг. Партия оркестра в т-ре Т. выполняет функцию связующего звена между всеми элементами театр. представления: разговорными и мелодекламац. разделами, танцами и жестами и т. д. Среди осн. ударных инструментов: чонг чан — военный барабан, чонг ком — «рисовый» барабан, донг да — маленький гонг, тяп шап — тарелочки, фать — трещотки и т. д. Ведущим инструментом ударной группы оркестра является барабан чонг чиен, при игре на к-ром применяется до шести разл. способов звукоизвлечения. Помимо ударных, в оркестр входят сона (тип гобоя), флейта шао, 3-струн. лютня дан там, 2-струн. скрипка дан ни. Танец является важнейшим элементом спектакля т-ра Т., раскрывающим эмоциональное состояние персонажей: напр., танцы «Во бо», «Бо санг» выражают удивление, а танцы «Ma лан» и «Бо канг» используются в трагич. ситуациях. Танец в Т. — преим. мужской, отличается острым пластич. рисунком, сопровождается разл. акробатич. трюками. До 40-х гг. 20 в. все роли в Т., в т. ч. и женские, исполнялись мужчинами. В дальнейшем в спектаклях стали участвовать и женщины.

Персонажи классич. т-ра представлены следующими категориями: актёры-воины — туонг, молодые актёры — кеп, актёры-старики — лао, актрисы — дао, «пудра»- бот (термин «пудра» применяется по отношению к актёрам, исполняющим второстепенные роли; их грим ограничивался нанесением на лицо пудры). Актёры выступают в масках, к-рые в зависимости от характера персонажа окрашены в разные цвета: маски, олицетворяющие людей храбрых, верных и преданных, окрашиваются в красный цвет; белый цвет означает людей жестоких, зелёный — жителей долин, чёрный — жителей горных районов. Маски отражают и эмоциональное состояние героев: широко раскрытые глаза — ужас, приподнятые брови — удивление и т. д.

Литература: Соulеt G., Le theatre annamite classique, Toulon, 1928; Doan N’фng, Nghe thuвt va su' tich hбt bв, Hа-nфi, 1943; Bowers F., Theatre in the East. A survey of Asian dance and drama, L., 1956; Trвn van khк, Vietnam Het traditionele theatre, P., 1960; его же, La musique vietnamienne traditionnelle, P., 1962; Mich Ouang, Tim, Hiкu Nghк Thuвt Tu’фng, Hа-nфi, 1963; Nguyкn Dac Xuвn, Vаi Tai Lieu Hбt Bфi Dт’i Nguyкn, «Nghiкn Cu’u Viкt-nam», 1966, n. 1; Вrandon J. R., Theatre in southeast Asia, Camb., (Mass.), 1967; Trвn Van Khai, Nghк-thuвt sвn Kh’вi Viкt-nam, Saig-тn, 1970; Hoаng Chвu Kэ, Sт Khвo lieh su' nghк thuвt tuфng, Hа-nфi, 1973; Nguyen Thi Nhung, Nghкsi tu’фng, Nguyкn Lai, Hа-nфi, 1975; Rham Duy, Musics of Vietnam, L.-Amst., 1975.

E. В. Васильченко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Вьетнамская музыка
Вьетнамский классический танец

реклама

вам может быть интересно

Транскрипция Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Мануал Музыкальные инструменты
Квинтон Музыкальные инструменты
Аэд Национальные культуры
Конкурсы балетные Термины и понятия
Jete, жетё Балет и танец
Фугетта Музыкальные жанры и формы
Марокканская музыка Национальные культуры
Метр Термины и понятия
Партита Музыкальные жанры и формы
Квинтовый круг Теория музыки

Реклама