Туше

Категории словаря

Туше (франц. touche, от toucher - трогать, прикасаться) - характер взаимодействия мясистой части ногтевой фаланги пальца (т. н. подушечки) с клавишей фп. Определяется положением пальца по отношению к клавише, скоростью его движения, массой, глубиной нажатия и др. факторами. По мнению большинства пианистов, от индивидуальных особенностей Т. зависят качество и характер звучания инструмента ("сухое", "жёсткое" или "мягкое", "певучее" Т.).

"Бархатным", "сочным" Т. славились, напр., Дж. Филд, З. Тальберг, А. Г. Рубинштейн, А. Н. Есипова, разнообразным по краскам - Ф. Лист, Ф. Бузони. Однако нек-рые теоретики пианизма считают эту зависимость иллюзией, утверждая, что звучание фп. не поддаётся тембровым изменениям и зависит только от силы удара.

Литература: Гат И., Техника фортепианной игры, М.-Будапешт, 1957, 1973; Коган Г., Работа пианиста, М., 1963, 1969; Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве, М.-Л., 1966; Алексеев A., Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия, К., 1974; Мильштейн Я., К. Н. Игумнов, М., 1975; Hummel J. N., Ausfьhrliche theoretisch-practische Anweisung zum Piano-Forte-Spiel, W., 1828; Thalberg S., L'art du chant appliquй au Piano, Brux., 1830; Kullak A., Die Дsthetik des Klavierspiels, В., 1861, Lpz., 1905; Leimer K., Modernes Klavierspiel nach Leimer-Giese-king, Mainz-Lpz., 1931; Mallhay T., The visible and invisible in pianoforte technique, L.-N. Y., 1960; Gieseking W., So wurde ich Pianist, Wiesbaden, 1963.

Г. M. Коган

реклама

вам может быть интересно

Сирийская музыка Национальные культуры
Равель Морис Биографии

рекомендуем

смотрите также

Аннотация Термины и понятия
Припев Теория музыки
Grand pas, гран па Балет и танец
Мюнхен музыкальный Национальные культуры
Гудок Национальные культуры
Контрафагот Музыкальные инструменты
Полиритмия Теория музыки
Югославский балет Балет и танец

Реклама