Gran Teatro del Liceo
Большой театр «Лисео» («Лисеу») (исп. Gran Teatro del Liceo, кат. Gran Teatre del Liceu) — оперный театр в Барселоне, один из наиважнейших театров Испании, открытый в 1847 году.
...Если вы однажды окажетесь в Барселоне, то обойти стороной бульвар La Rambla вам вряд ли удастся — это то место, где жизнь города не затихает ни на минуту, где туристы всех рас и национальностей буквально толкутся круглосуточно. Будете ли вы спускаться по бульвару от Каталонской площади к морю, или наоборот — подниматься вверх, оставляя за спиной величественную колонну, увенчанную статуей Христофора Колумба, вечно указующего рукой в сторону Нового Света, ничто всерьёз не подскажет вам о приближении к цели путешествия любого меломана: ни величественное здание, ни по-королевски шикарная площадь — и лишь станция метро с одноимённым названием лукаво подмигнёт из-под тенистых крон: он где-то рядом.
Действительно, выстроенное в псевдоренессансном стиле (1847 год, архитекторы Мигель Гаррига-и-Рока и Жозеп Ориоль Местрес) и выдержанное в весьма умеренном колористическом тоне здание едва ли привлечёт внимание в ряду куда более нарядных соседей — пройдёшь, не заметишь.
За свою полуторавековую историю «Лисео» горел по-крупному по крайней мере дважды. После пожара 1861 года уцелели только фойе и лестницы. Под руководством Местреса тетр был восстановлен менее чем за два года. Когда же театр сгорел одиннадцать лет назад, 31 января 1994 года, то на восстановительные работы (которыми руководил архитектор Игнасио Сола Моралес) потребовалось долгих пять лет. Поэтому сегодняшний его облик — это во многом только воспоминание о том, каким этот театр был когда-то.
Сразу после открытия театр вмещал три с половиной тысячи человек, после первого ремонта в зале стало на пятьсот мест меньше, а ныне театр вмещает около 2700 зрителей. От исторической первоосновы остались лишь роскошный пятиярусный зрительный зал, как и полагается в красном бархате и золоте, и со множеством неудобных мест (правда, снабжённых дисплеями, так что в принципе можно всё видеть сидя, но, увы, «по телевизору»), центральная лестница и большое фойе, именуемое «Зеркальным салоном», украшенное портретами испанских драматургов, итальянских композиторов и оперных звёзд XIX века, выступавших на этой сцене, начиная с Джудитты Пасты.
Всё остальное — фойе на ярусах, лестницы, переходы, огромное фойе под зрительным залом в подземной части с кафетериями, бутиками и пр. — выполнено в стиле хай-тек и с неумолимостью рекламы говорит посетителю о том, о чём последние несколько лет с упорством, достойным лучшего применения, нам рассказывают отечественные СМИ как только речь заходит о реконструкции Большого или Мариинки: современный оперный театр должен быть удобным, функциональным, нашпигованным современными технологиями коммерческим учреждением.
Справедливости ради стоит сказать, что театр действительно очень комфортен для обывателя. Но в то же время невообразимо скучен — если бы не старомодный зеркальный салон, то честное слово, глазу зацепиться не за что — офис чистой воды. И постоянно в голове вертелся недобрый вопрос: интересно, а надолго ли тут прописались все эти пластиковые панели и ковролины? Чем их заменят, когда мода на них пройдёт?
Александр Матусевич