Rossini in Wildbad
В отличие от фестиваля в Пезаро, общепризнанной Мекки поклонников и исполнителей музыки Джоаккино Россини, фестиваль «Россини в Вильдбаде» известен не столь широко. Между тем, в нынешнем году он отметил свое 25-летие. Существуя четверть века параллельно со своим «старшим итальянским братом», немецкий оплот россиниевского оперного исполнительства убедительно доказал свою уникальность и неуклонно возрастающую год от года востребованность.
Уникальность этого фестиваля связана, прежде всего, с уникальностью места его проведения, которое выбрано неслучайно. В 1856 году сюда на водолечение приезжал Россини и провел здесь три недели. Город-курорт Бад-Вильдбад (Федеральная земля Баден-Вюртемберг со столицей в Штутгарте) расположен в живописной горной долине реки Энц. Он находится примерно посередине отрезка между Баден-Баденом и Штутгартом на севере географической области под названием Шварцвальд (Черный лес). Добираться сюда удобнее всего на поезде-трамвайчике из Пфорцхайма, ближайшего города с железнодорожным сообщением, или же, что определенно дальше, из Карлсруэ.
Фестиваль «Россини в Вильдбаде» проходит в июле, и в летнее время заповедная красота этих мест впечатляет особенно. Великолепие природных ландшафтов, небольшой уютный городок, утопающий в цветах и зелени, прекрасно развитая туристическая инфраструктура и демократичная фестивальная атмосфера просто не могут не очаровывать.
Основная площадка фестиваля – Тринкхалле, функционирующая с 2010 года. Она представляет собой крытый летний павильон – достаточно большой и протяженный в длину, но с небольшой шириной сцены. В «фестивальном квартале», от которого начинается живописный Курпарк, тянущийся вдоль реки Энц, расположены Куртеатр и Курхаус, а совсем неподалеку – еще одна фестивальная площадка под названием «Форум Кёниг-Карлс-Бад».
Этот фестиваль, специализируясь, естественно, на исполнении опер Россини, не ограничивается именем только одного композитора: год от года из небытия возникают и альтернативные раритеты XIX века, поэтому фестиваль «Россини в Вильдбаде» иногда называют Оперным фестивалем бельканто (Belcanto Opera Festival). Оперы исполняются как в театрализованном виде, так и концертном варианте. Оперная часть дополняется также концертными программами, в том числе – оперными гала-представлениями и вокальными рециталами.
В 1989 году, в первый год фестиваля, его художественное руководство осуществлял Вильгельм Кейтель. Он же значился и дирижером «Шелковой лестницы» Россини, единственной оперы, представленной тогда в программе. На следующий год выбор пал на другой комический опус Россини «Случай делает вором». В 1991 году первой оперой серьезного репертуара Россини, представленной на фестивале, явилась «Семирамида», а временное руководство этим музыкальным институтом принял на себя Фолькер Брахер.
С 1992 года художественным руководителем фестиваля стал Йохен Шонлебер, позднее присоединивший к своему фестивальному статусу и должность интенданта. С 2004 года он также и директор Академии бельканто при фестивале. Во всех этих ипостасях Йохен Шонлебер выступает и по сей день, но есть еще и другая: он известен также как режиссер-постановщик. В год юбилейного XXV фестиваля его последней режиссерской работой стал монументальный «Вильгельм Телль» Россини. Дирижер-постановщик этого спектакля – итальянец Антонино Фольяни: с 2011 года он занимает пост музыкального руководителя фестиваля, а впервые появился здесь в 2004 году («Кир в Вавилоне» Россини).
Оперы Россини, к которым фестиваль обращался с 1992-го по 2013 год, выстраиваются в весьма длинный и внушительный ряд: «Севильский цирюльник» (1992, 2004), «Странный случай» (1993, 1994, 2000), «Сигизмунд» (1995), «Аврелиан в Пальмире» (1996), «Эдуард и Кристина» (1997), «Брачный вексель» (1997, 2006), «Матильда ди Шабран» (1998), «Путешествие в Реймс» (1998, 2001), «Елизавета, королева Англии» (1999), «Шелковая лестница» (1999, 2007), «Армида» (2000), «Пробный камень» (2001), «Танкред» (2001), «Граф Ори» (2002), «Магомет Второй» (2002), «Торвальдо и Дорлиска» (2003), «Кир в Вавилоне» (2004), «Золушка» (2004 – осенний спецпроект фестиваля, 2010), «Счастливый обман» (2005), «Случай делает вором» (2005), «Дева озера» (2006 – осенний спецпроект фестиваля), «Моисей в Египте» (2006), «Газета» (2007), «Итальянка в Алжире» (2008), «Отелло» (2008), «Синьор Брускино» (2009), «Сорока-воровка» (2009), «Осада Коринфа» (2010), «Турок в Италии» (2011), «Семирамида» (2012), «Адина, или Багдадский халиф» (2012), «Вильгельм Телль» (2013), «Риччардо и Зораида» (2013).
Кроме опер Россини в разные годы звучали на фестивале и такие опусы композитора, как «Эдип в Колоне» (1992, 2008), «Messa di Rimini» (1993), «Свадьба Фетиды и Пелея» (1994), «Искренняя дань уважения» (1997), «Messa di Gloria» (1998), «Жанна д’Арк» (2011) в оркестровой редакции Марко Таралли, а также оригинальная (совместно с Джованни Тадолини – современником Россини) редакция 1833 года «Stabat Mater» (2011).
Список альтернативных раритетов бельканто, прозвучавших в Вильдбаде и принадлежащих современникам Россини, не менее внушителен. Иоганн Симон Майр (1763 – 1845), итальянский композитор немецкого происхождения, представлен в нем оригинальной итальянской версией оперы «Вертер» (2001), впервые исполненной в 1794 году в Венеции почти ста годами ранее известной одноименной оперы Массне, премьера которой состоялась в 1892 году. Из многочисленного, но редко исполняемого оперного наследия Майра фестиваль обращался также к двум его музыкальным опусам – «Академии музыки» (2003) и «Супружеской любви» (2004). Петер фон Винтер (1754 – 1825), немецкий композитор, вошедший в историю как «мост» между Моцартом и Вебером, представлен итальянской оперой «Магомет» (2002); итальянец Луиджи Моска (1775 – 1824) – своей собственной версией «Итальянки в Алжире» (2003), «космополит» из Германии Джакомо Мейербер (1791 – 1864) – оперой итальянского периода «Узнанная Семирамида» (2005).
Дальнейший перечень итальянских композиторов достаточно обширен: Микеле Карафа (1787 – 1872) с оперой «Двое Фигаро» (2006); Джузеппе Бальдуччи (1796 – 1845) с операми «Ревнивцы» (2006), «Боабдиль, правитель Гранады» (2007) и «Орех Беневенто, или Дерево ведьм» (2011); Саверио Меркаданте (1795 – 1870) с операми «Дон Кихот на свадьбе Камаччо» (2007) и «Разбойники» (2012); Джованни Пачини (1796 – 1867) с оперой «Дон Жуан Тенорио, или Каменный гость» (2008); Никола Ваккаи (1790 – 1848) с оперой «Невеста из Мессины» (2009); Пьетро Дженерали (1773 – 1832) с оперой «Аделина» (2010); Стефано Павези (1779 – 1850) с оперой «Сер Маркантонио» (2011). Список оперных раритетов завершает «Хижина» (2013) Адольфа Адама – за четвертьвековую историю фестиваля единственный французский опус французского композитора.
Как правило, все живые фестивальные исполнения записываются, и многие из названных опер на рынке аудиопродукции давно уже доступны для слушателей во всем мире. В настоящее время записи фестивальных исполнений выходят на лейбле Naxos, но известны CD-альбомы и на лейблах Bongiovanni, Hänssler, Marco Polo. Из DVD-продукции фестиваля пока можно назвать две оперы – «Двое Фигаро» (2006) Карафы и «Брачный вексель» (2006) Россини.
Кроме этого, в контексте фестиваля находится место и для сочинений современных композиторов, в числе которых – Детлеф Хойзингер, Карлхайнц Штокхаузен, Маурицио Кагель, Вольфганг Рим, Дитер Шнебель, Адриана Хёльцки. Исполнения некоторых сочинений этих композиторов стали премьерами.
В разные годы здесь выступали такие известные дирижеры как Ричард Бонинг («Узнанная Семирамида» Мейербера) и Алессандро де Марки («Пробный камень», «Торвальдо и Дорлиска» и «Севильский цирюльник» Россини). Альберто Дзедда, «главный россиниевский гуру планеты» и почетный президент Немецкого россиниевского общества, с 1998-го по 2009 год продирижировал здесь восьмью операми «пезарского лебедя» – «Путешествием в Реймс», «Шелковой лестницей», «Странным случаем», «Золушкой», «Счастливым обманом», «Девой озера», «Итальянкой в Алжире» и «Сорокой-воровкой».