Opernhaus Leipzig
Лейпцигский оперный театр (Лейпцигская опера — нем. Oper Leipzig) — один из старейших оперных театров Европы. Основан в 1693 году. По продолжительности своей истории театр уступает лишь Гамбургской государственной опере и театру Ла Фениче (Венеция).
На первом этапе своего существования Лейпцигская опера носила название «Оперный театр на Брюле». В ней, как правило, показывали «привезенные» оперы, в том числе и гастрольных итальянских трупп. Считается, что именно в Лейпциге в 1766 году зародился зингшпиль, когда состоялась премьера оперы «Превращения жены, или Быть беде!» в переработке Кристиана Вайссе. После того, как первое здание театра было снесено из-за неполадок конструкции, открылся так называемый «Старый театр», который на протяжении столетия следовал традициям классической немецкой оперы.
Новая страница истории Лейпцигской оперы началась 28 января 1868 года – торжественным открытием «Нового театра» на Августус-плац. На церемонии присутствовала королевская чета Саксонии. В новом театре начали уделять особое внимание произведениям Рихарда Вагнера. Так, в 1878 году там был полностью поставлен весь цикл «Кольцо нибелунга», впервые за пределами Байрёйтского фестивального театра. В XX веке Лейпцигский оперный театр начинает приглашать для своих постановок современных композиторов. В частности, в 1930 году именно здесь состоялась премьера оперы «Расцвет и падение города Махагони» Курта Вайля и Бертольда Брехта.
3 декабря 1943 года здание «Нового театра» было разрушено во время авианалета, и спектакли временно проходили на сцене бывшего кабаре «Драй Линден» (сейчас в этом здании располагается Театр Музыкальной комедии). В этот период балетная труппа театра, основанная еще в 17 веке, достигла своего расцвета под руководством известной хореографа-реформатора Мари Вигман. Настоящим прорывом стала постановка «Carmina Burana» на музыку Карла Орфа.
Театр использовал сцену бывшего кабаре до 1960 года, когда было достроено современное здание театра. Торжественное открытие состоялось 8 октября 1960 года оперой Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Впоследствии возрождение опер Вагнера стало одной из главных особенностей репертуара театра.
С 1990 года началось преобразование репертуара Лейпцигской оперы. Значительной вехой стал приход Уве Шольца на должность главного хореографа театра. Именно при нем балет Лейпцигской оперы стал одним из лучших танцевальных коллективов Германии. Уве Шольц направил балет в Лейпциге по неоклассическому руслу, экспериментируя с музыкой, изначально не предназначенной для балетных представлений. Первым его опытом была постановка «Сотворение мира» на музыку оратории Гайдна. В 1992 году Шольц поставил балет «Вагнер» на музыку знаменитого композитора. Одним из самых известных стал балет на музыку «Большой мессы до минор» В. А. Моцарта в 1998 году.
В 2009 году на пост главного хореографа пришел Марио Шрёдер, который продолжил традицию экспериментальных балетных постановок. Наиболее яркие постановки Шрёдера — это «Джим Моррисон», полностью состоящий из знаменитых песен группы The Doors, и «Чаплин» на музыку из фильмов с Чарли Чаплиным. Музыкальным руководителем театра в сезоне 2009/2010 гг. стал Ульф Ширмер. С его приходом в оперный репертуар вернулись оперы Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса. В 2013 году, объявленном годом Вагнера в Германии, артисты Лейпцигской оперы и оркестр Гевандхауса приняли участие в фестивале «От Лейпцига до Байройта».
Помимо оперной и балетной трупп в состав Лейпцигской оперы входит Театр Музыкальной комедии (Musikalische Komödie). Свою историю он ведет от Театра оперетты, который был создан в начале двадцатого века. Он занимал площадку «Старого театра», который был свободен после переезда Оперы в «Новый театр», а собственную сцену и официальное название получил в 1960-х годах, после того, как Опера переехала из здания «Драй Линден». Уже с 1968 года помимо оперетт в театре ставились классические бродвейские мюзиклы, такие как «Моя прекрасная леди» и «Целуй меня, Кэт». Составной частью Лейпцигской оперы театр официально стал в 1990 году.