Барселона музыкальная

Категории словаря

Барселона (Barcelona) — один из старейших культурных центров Испании. Истоки муз. жизни города восходят к эпохе средневековья, когда в Б. был основан ун-т (1450), где изучались муз. дисциплины. В католич. соборах Б. процветало церк. пение. Светская музыка начала зарождаться с 1587, когда Филипп II утвердил привилегию на организацию театр. и муз. представлений в больнице Санта-Крус. В последующие 250 лет т-р «Санта-Крус» был гл. центром музыкальной культуры Б. В 1708 были пост. первые оперные спектакли, с сер. 18 в. по инициативе Н. Сетаро устраивались балетные представления. Основу репертуара т-ра составляли произв. итал. авторов. К сер. 18 в. в труппу вошли известные вокалисты: В. Наричи, Ф. Сантарелли, М. Буини, С. Каталина, Д. Амброзини, Д. Маркези и др. Т-р возглавляли видные испан. музыканты: Ф. Вальс, Л. Серра, П. Рабасса, Н. Сетаро. Во 2-й пол. 18 в. т-р «Санта-Крус» ставил также оперы испап. и особенно каталонских композиторов. В 1762 впервые пост. опера каталонского комп. X. Дурана «Фемистокл», неск. позже — оперы Б. Мартин-и-Солера, Ф. Сора, К. Багера. В репертуаре т-ра были оперы К. Глюка («Орфей и Эвридика», 1780), В. А. Моцарта, а в конце 18 в. и в первые десятилетия 19 в. часто ставились итал. оперы. В 1787 т-р «Санта-Крус» сгорел, но через год был восстановлен. В 1-й четв. 19 в. т-р достиг значит. успехов под рук. каталонского комп. Р. Карнисера.

Новый подъём в муз. жизни Б. начинается с 30-х гг. 19 в., когда зарождаются и развиваются разл. формы театр. и концертной деятельности, создаются уч. муз. учреждения. В 1837 т-р «Санта-Крус» был переименован в т-р «Принсипаль». В разное время с ним конкурировали многие театр. труппы, возникавшие в В.: т-ры «Монтесьон» (работал в 1897–1941), «Нуэво» (открыт в 1843). В 1838 был основан Барселонский филармонический драматич. лицей имени королевы Изабеллы II, затем преобразованный в консерваторию. В лицее ставились преим. оперы каталонских авторов — В. Куйяса, А. Ровира, Э. Домингеса, В. Сальдони и др. На основе консерваторских классов была организована труппа т-ра «Лисео», к-рый открылся в 1847 (здание на 4000 мест построено арх. М. Гаррига-и-Рокой). В первое десятилетие т-р имел две труппы — драматич. (до 1860) и оперную. До конца 19 в. продолжалось соперничество т-ров «Принсипаль» («Санта-Крус») и «Лисео», разделившее жителей Б. на враждующие партии «крусадос» и «лисеистас». Впоследствии т-р «Санта-Крус» утратил популярность.

К концу 19 в. Б. становится центром муз. жизни Испании. Здесь работают мн. ведущие композиторы страны, в т. ч. основатель нац. проф. школы Ф. Педрель, а позже И. Альбенис, Э. Гранадос и др. Важную роль в воспитании муз. кадров играет консерватория, где преподают виднейшие музыканты Испании. В 1891 Л. Милльет и А. Вивес основали хор. об-во «Орфео Катала», способствовали распространению муз. культуры и развитию нац. композиторского творчества. На протяжении 2-й пол. 19 в. в Б. функционируют театр. антрепризы и концертные организации: Филармонич. об-во Б. (до 1887), Хоровое об-во «Евтерпа», возглавлявшееся X. А. Клаве (один из инициаторов хор. движения в Каталонии) и др. Большой популярностью пользовались концерты в залах «Кампос элисеос», Бетховенском, «Прадо Каталан»; массовые эстрадные представления устраивались в т-ре «Рибас» (позже известен под назв. «Де Каталунья», с 1887 как об-во «Эльдорадо-концерт»). В 1889 была создана и успешно выступала труппа «Нуэво ретиро», ставившая испан. сарсуэлы (распалась в 1892). В 1901 осн. Вагнеровское об-во. В 1905 был открыт Дворец музыки Каталонии, ставший резиденцией об-ва «Орфео Катала».

Первые десятилетия 20 в. явились расцветом муз. жизни Б. Эти годы связаны с деятельностью П. Казальса. С 1897 Казальс преподавал в консерватории, воспитал многих известных музыкантов, в т. ч. Г. Касадо. В 1919 он основал оркестр, а в 1924 — Рабочее хоровое об-во; эти коллективы способствовали распространению муз. культуры, вплоть до падения респ. власти, когда мн. крупные музыканты вынуждены были эмигрировать. После этого Б. на длительное время потеряла значение междунар. муз. центра, и лишь в 60-х гг. наметился подъём муз. жизни города.

В 60-х гг. здесь работают оперный т-р «Лисео», сезон к-рого продолжается 4–6 месяцев, два постоянных проф. симф. оркестра — Муниципальный оркестр и Симфонический оркестр города Б. (с симф. концертами выступает также оркестр «Лисео»), Барселонский струнный квартет. Барселонская высшая муниципальная консерватория — одно из ведущих муз.-образоват. учреждений страны. Науч. центром является Испан. ин-т музыковедения (осн. в 1943). В Б. находятся также Ассоциация муз. культуры, правление об-ва «Музыкальная молодёжь Испании», Группа новой музыки, конц. об-ва и муз. изд-ва. С 1954 регулярно проводится Международный конкурс музыкантов-исполнителей им. М. Канальс, с 1963 — Международный муз. фестиваль и Международный конкурс вокалистов им. Ф. Виньяса.

Литература: Virella Casaсes Г., La opera en Barcelona, Barcelona, 1888; Elias de Moling A., Diccionario biуgrafico y bibliografico de escritores y artistas catalanes del siglo XIX, v. 1–2, Barcelona, 1889–1895; Вaldellо Fr. de P., La musica de l' antich conseil barceloni, Barcelona, 1929; его же, La musica en Barcelona, Barcelona, 1943; Subira J., La opera en los teatros de Barcelona, t. 1–2, Barcelona, 1946.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Испанская музыка
Испанский танец и балет

реклама

вам может быть интересно

Контрданс Музыкальные жанры
Ballo, балло Балет и танец

Театры и фестивали

Лисео 17.07.2005 в 23:39

рекомендуем

смотрите также

Псалмодия Церковная музыка
Brise, бризе Балет и танец
Гальярда Музыкальные жанры
Греческий распев Церковная музыка
Баку музыкальный Национальные культуры
Монодрама Термины и понятия
Клавираусцуг, клавир Термины и понятия
Мензура Теория музыки
Секстаккорд Теория музыки
Пропоста Теория музыки

Реклама