Мариан Викторович Коваль (настоящая фамилия — Ковалёв; 1907—1971) — русский советский композитор и общественный деятель. Народный артист РСФСР (1969). Заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943), на деньги от которой в годы Великой отечественной войны был выстроен именной танк.
Родился 17 августа 1907 года в селе Пристань Вознесенья Олонецкой губернии. В 1921 году поступил в Петроградский музыкальный техникум. Под влиянием М. А. Бихтера, у которого он изучал гармонию, Коваль увлекся композицией. В 1925 году он переехал в Москву и поступил в Московскую консерваторию (класс композиции М. Ф. Гнесина).
К началу тридцатых годов композитор создает большое количество лирических массовых песен: «Пастушонок Петя», «Ой, ты, синий вечер», «За морями, за горами», «Песня о героях», «Юность».
В 1936 году Коваль пишет ораторию «Емельян Пугачев» на текст В. Каменского. На основе ее композитор создал свое лучшее произведение — оперу того же названия, удостоенную Сталинской премии. В 1953 году опера была заново переработана. Оратория и опера отмечены широтой мелодического дыхания, использованием элементов русского фольклора, включают много хоровых сцен. В этих произведениях Коваль творчески развил традиции русской оперной классики, главным образом М. П. Мусоргского. Мелодический дар, способность к доходчивому музыкальному высказыванию, использование ораторских приёмов вокального письма, а также приёмов народного многоголосия типичны и для хоровых произведений Коваля.
В годы Великой Отечественной войны композитор пишет патриотические оратории «Священная война» (1941) и «Валерий Чкалов» (1942). После окончания войны им написаны кантаты «Звезды Кремля» (1947) и «Поэма о Ленине» (1949). В 1946 году Коваль заканчивает оперу «Севастопольцы» — о защитниках города-героя, а в 1950 году — оперу «Граф Нулин» по Пушкину (либретто С. Городецкого).
В 1939 году Коваль выступил и как автор детской оперы, написав «Волк и семеро козлят». С 1925 выступал как автор статей о музыке.
В дневниковых записях Евгения Александровича Мравинского можно набрести на такую строку: «...Есть кадры бытия, когда прошедшее еще не стало окончательно прошлым». Столетие со дня рождения русского композитора Мариана Коваля (М.В.Ковалев, 1907—1971) — добрый культурно-исторический повод реально ощутить прошедшее как не окончательно прошлое и, протерев глаза, задуматься: все ли из того, что мы с легкостью «отчисляем» прошлому, действительно потеряло для нас живую художественную притягательность и, следовательно, ценность?..
Постоянных эпитетов «великий» и «гениальный» по праву удостоились совсем единицы. Но сколько же достойных и достойнейших творцов искусства оказались «вне игры» на поле бурных и протяженных во времени общественно-политизированных баталий внутри самой художественной среды и шире. Предубеждение дальше от истины, чем незнание. Оказаться в сетях предубеждения и не погибнуть от удушья — испытание, посильное не каждому. Но художник, не изменивший себе в творчестве, пусть и ослабевший, поникший от невнимания и безразличия к своим трудам, от собственных житейских неловкостей или опережающей время принципиальности в отстаивании главной своей идеи и своего пути, ошибавшийся, но и превратно истолкованный — всегда победитель, всегда редкость. Не всегда это становится ясным при его жизни...
О Мариане Ковале, авторе оратории и оперы «Емельян Пугачев», песни «Юность», прекрасных хоров, психологически тонких вокальных сцен в традиции Мусоргского (их высоко ставил Свиридов), обошедшей многие театральные сцены детской оперы «Волк и семеро козлят», оперы военной поры «Севастопольцы», вокального цикла «Пушкиниана», выразительных пьес для фортепиано, арфы и все же прежде всего для человеческого голоса, ибо обладал редким и органичным мелодическим даром, выросшим из глубинного, «генного» родства композитора с русской народной песней и русской музыкальной классикой, — о Мариане Ковале, используя современную фразеологию, можно было бы сказать «знаковая фигура» и добавить: «своего времени».
Но если ограничения во времени справедливы в отношении музыкально-общественной жизни композитора (один из непосредственных организаторов Союза советских композиторов СССР и член его руководящего секретариата; в течение ряда лет, начиная с 1948 года, редактор журнала «Советская музыка», один из художественных руководителей Хора имени М.Е.Пятницкого в 1957—1962 годах; народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств Литовской ССР, лауреат Сталинской премии первой степени, на деньги от которой был выстроен в годы войны именной танк), то музыка М.Коваля — в его вершинных достижениях — по справедливости должна быть отнесена к «основному фонду» отечественной музыкальной культуры минувшего века, и прежде всего к тому ее историческому «хранилищу», что овеяно глубинным ощущением красоты и психологической выразительности русской песни и благородным чувством родства с отечественной классикой в музыке и поэзии.
Своим музыкальным воспитанием и раскрытием композиторского дарования М.Коваль обязан отцу — нижегородцу, филологу, образованному музыканту-любителю, овдовевшему при самом рождении сына; деду и нижегородскому церковному хору, которым управлял дед; педагогам музыкальных школ в Нижнем и Петрограде (здесь директором был композитор С.Ляпунов). В Петроградском музыкальном техникуме он занимался у М.Бихтера и слушал лекции по истории музыки В.Каратыгина. В Московской консерватории, на композиторском факультете, М.Коваль в классе М.Гнесина. С трогательным вниманием отнесся к молодому композитору великий Николай Мясковский. В письме от января 1932 года он писал М.Ковалю: «...Что касается Вас, то мне кажется, что если Вы не знаете, то должны чувствовать мое отношение к Вам и Вашему творчеству, чтобы хоть минуту сомневаться в моем самом горячем желании помочь Вам во всех Ваших планах и начинаниях...»
Планов и начинаний у М.Коваля было действительно много. Многое осуществилось. На многое не хватило времени, или художник не сумел своим временем должно распорядиться (начав сочинять в 17 лет, он умер неполных 64-х). Обзору его творчества посвящены книги известных музыковедов — М. Брук, Г. Поляновского, Д. Локшина.
Историческая судьба композитора во многом зависит от того, кто и как исполняет его сочинения. Но еще больше она зависит от культурной памяти общества, которое в силу своих потребностей на каждом новом отрезке времени обращает свои взоры то к одному герою, то к другому.
Музыка Мариана Коваля хранит в себе неповторимую мелодическую красоту русского склада жизни (в любую эпоху). Уже поэтому она интересна и ценна для будущего времени.
Дмитрий Семенов, 2007 год