Saint Petersburg Conservatory
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова — крупнейшее музыкальное учебное заведение в России. Основана РМО в Петербурге в 1862 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Открытие первой в России консерватории стало одной из важных вех в истории отечеств. муз. культуры, явилось началом развития высшего проф. муз. образования. Создатели и передовые педагоги консерватории стремились выработать такую систему образования, к-рая соответствовала бы уровню и задачам нац. иск-ва; одной из важных проблем было привлечение к преподаванию рус. музыкантов. Блестящий организаторский талант Рубинштейна (директор в 1862-67 и 1887-91), сочетавшийся с пылким энтузиазмом, позволил сразу же наладить работу консерватории. Уже в первом полугодии в ней было открыто 36 классов. Преподавателями были лучшие музыканты Петербурга, среди них пианисты А. Г. Рубинштейн (преподавал также композицию), Ф. О. Лешетицкий (1862-78), А. А. Герке (1862-1870), А. Дрейшок (1862-68), P. P. Черни (1862-1900), скрипач Г. И. Венявский (1862-72), виолончелист К. Ю. Давыдов (1862-87), теорию музыки вёл И. К. Воячек (1863-1912), теорию композиции — Н. И. Заремба (1862-71), сольное пение — Г. Ниссен-Саломан (1862-72), П. Репетто (1863-70) и др. На первых заседаниях Совет профессоров выработал подробный распорядок экзаменов по разл. специальностям. Лицам, окончившим полный курс обучения и получившим диплом, присваивалось звание свободного художника. В 1865 состоялся первый выпуск; в числе окончивших был П. И. Чайковский.
В первые годы в консерватории открылись классы орк. игры и ансамбля (вёл Рубинштейн), был создан квартетный класс (под рук. Венявского). В 1867 под упр. Рубинштейна состоялся первый оперный спектакль (силами учащихся был исполнен «Орфей» Глюка). В 1885 открылся оперный класс (учащиеся ставили отрывки из опер М. И. Глинки, А. Н. Серова, В. А. Моцарта, Дж. Россини, Дж. Верди), полностью была исполнена «Русалка» Даргомыжского; расширялось участие консерватории в пропаганде классич. рус. и заруб. оперного иск-ва. В кон. 80-х гг. осн. внимание было уделено воспитанию ярко одарённых исполнителей-солистов и композиторов, а также педагогов высокой квалификации. Срок обучения был разделён на два этапа — подготовительный (6 лет) и высший (4 года). К нач. 90-х гг. консерватория получила широкое признание. Огромное значение имела пед. деятельность Н. А. Римского-Корсакова (преподавал в 1871-1908). Через его класс прошло более 200 учеников разл. специальностей — не только композиторов и теоретиков, но и исполнителей. Крупным событием в жизни консерватории явился переход в 1896 в новое помещение (консерватория находится там и поныне), имеющее Большой зал для оперных спектаклей и симф. концертов, и Малый зал (в нём установлен орган) для сольных и камерных концертов.
В период первой рус. Революции 1905-07 за поддержку законных требований учащихся из консерватории был уволен Римский-Корсаков. Из солидарности вместе с ним ушла часть прогрессивно настроенной профессуры. В результате этих решительных действий консерватория добилась права на самостоят. управление. Произошла смена руководства, профессора были возвращены.
С 1905 директором консерватории стал А. К. Глазунов; в годы его руководства (до 1928) консерватория объединяла большое число опытных педагогов, воспитала многочисл. исполнителей, муз. деятелей и композиторов, упрочивших мировую славу рус. иск-ва.
В стенах консерватории сложились известные музыкально-пед. школы: композиции — Римского-Корсакова, пианизма — Ф. О. Лешетицкого и А. Н. Есиповой, скрипки — Л. С. Ауэра, виолончели — К. Ю. Давыдова и А. В. Вержбиловича, пения — Г. Ниссен-Саломан и К. Эверарди. Среди воспитанников консерватории были композиторы А. К. Лядов, M. M. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, а также композиторы разл. национальностей России — Н. В. Лысенко, Я. Я. Витол, А. А. Юрьян, Э. Мелнгайлис, Э. Дарзинь, А. Капп, М. Петраускас, М. Г. Екмалян, М. А. Баланчивадзе, У. Гаджибеков и др., пианисты В. И. Сафонов, Ф. М. Блуменфельд, вокалисты Ф. И. Стравинский, Е. П. Лавровская.
Через всю дооктябрьскую историю консерватории проходило настойчивое стремление освободиться от реакционной вредной опеки «покровителей» из членов царской фамилии и от подчинения Министерству имп. двора, к-рые постоянно тормозили развитие консерватории. Серьёзным препятствием для поступления в консерваторию была высокая плата за обучение.
Окт. революция 1917 коренным образом изменила условия работы консерватории. В 1918 она была включена в число гос. высших учебных заведений. Была произведена демократизация управления, а также приёма учеников. Бесплатное обучение изменило социальный состав учащихся. Осенью 1922 консерватория приняла молодых музыкантов, рекомендованных партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями. 5 дек. 1925 было утверждено «Положение», окончательно определившее профиль выпускаемых Ленинградской консерваторией (далее — Л. к.) специалистов. Наряду с композиторским открылись отделения по подготовке науч. работников, преподавателей для средних муз.-учебных заведений, руководителей муз. воспитания для пед. уч. заведений, музыкантов-педагогов высшей квалификации для рабочих клубов, дошкольных учреждений и общеобразоват. школ. Для обеспечения научно-пед. кадрами была создана аспирантура. В 1925 на вок. отделении впервые организован оперно-режиссёрский класс, а на исполнит. ф-те — дирижёрское отделение. Консерватория получила факультетскую структуру, что позволило более чётко и гибко руководить вузом, охватывающим широкий круг специальностей. В 30-е гг. впервые организуются кафедры для развития исследоват. и методич. деятельности по всем специальностям. С целью лучшего обеспечения самостоят. работы студентов был создан кабинет звукозаписи, расширена и упорядочена библиотека. В 1934 при Л. к. открыт Муз. техникум для подготовки учащихся к поступлению в вуз (позже получил право самостоят. выпускать проф. музыкантов средней квалификации) и образована особая детская группа для одарённых музыкантов, впоследствии школа-десятилетка. В 1936 студенты Л. к. разл. профессий создали самодеят. симф. оркестр. Расширилась деятельность Оперной студии (создана в 1923), обогатился её репертуар, улучшилось качество постановок и исполнения. В Малом зале устраивались пед. концерты с лекциями для студентов. Решающий сдвиг в творч. и уч. жизни Л. к. произошёл во 2-й пол. 30-х гг. На кафедрах велась плодотворная научно-методич. работа, углублялось содержание преподавания, обогащался муз. репертуар. Много внимания уделялось подготовке нац. кадров для братских республик. С 1937 при консерватории открылись курсы переподготовки и усовершенствования музыкантов-педагогов. В 1938 Л. к. награждена орденом Ленина, в 1944 ей присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 Л. к. была эвакуирована в Ташкент, где активно содействовала развитию нац. муз. культуры и проф. образования Узб. ССР. Педагоги и студенты, к-рые не смогли выехать, продолжали работать в блокадном Ленинграде.
В первые послевоенные годы при Л. к. открылись заочное и вечернее отделения, 2-годичные подготовит. курсы, созданы новые кафедры, введено обучение по новым специальностям. Большой размах приобрела культ.-просвет. деятельность Л. к.
В состав Л. к. (1975) входят 6 ф-тов: теоретико-композиторский, фортепьянно-органный, дирижёрский, оркестровый, вокально-режиссёрский и повышения квалификации, созданный в 1968 для преподавателей муз. уч-щ и муз. вузов РСФСР.
Теоретико-композиторский ф-т имеет 5 кафедр: истории рус. и сов. музыки, истории заруб. музыки, теории музыки, композиции, инструментовки. Фортепьянный ф-т включает кафедры спец. фп. и кафедру камерного ансамбля и аккомпанемента. Оркестровый имеет кафедры струн. орк. и духовых орк. инструментов. В состав вокально-режиссёрского ф-та входят 4 кафедры: сольного пения, оперной подготовки, муз. режиссуры, балетмейстеров. К межфакультетским относятся кафедры марксизма-ленинизма, общего курса фп., методики и педагогики, иностр. яз., физич. воспитания и спорта. Л. к. возглавляет ректор (с 1961 — нар. арт. СССР профессор П. А. Серебряков), имеющий трёх заместителей — проректоров по научной, учебной и административно-хозяйств. работе. Ректор является пред. Учёного совета, состоящего из представителей ректората, деканов ф-тов, зав. кафедрами, профессоров, представителей партийной, комсомольской, профсоюзной организаций. Совет рассматривает осн. вопросы деятельности Л. к.: научные, творч., учебно-воспитат., методич., производств., организационные. Под председательством ректора функционирует также Совет по присуждению учёных степеней (кандидатских и докторских).
Важнейшие вопросы уч., научно-методич. и организационной деятельности ф-тов рассматриваются Советами ф-тов, во главе к-рых стоят деканы. Уч. планы каждого ф-та рассчитаны на 5-летний курс обучения и включают цикл спец., общественно-политич., музыкально-теоретич. дисциплин, занятия по иностр. яз., физич. воспитанию и спорту, производств. практику. Организационная работа по проведению исполнит. и пед. практики выполняется отделом практики.
При Л. к. имеется аспирантура и ассистентура-стажировка, подготавливающие научно-пед. кадры высшей квалификации для муз. вузов страны. Помощь уч. процессу и науч. работе Л. к. оказывают б-ка Л. к., насчитывающая ок. 300 000 экз. книг и нот (среди них — редкие старопечатные издания, ценные нотные рукописи), и кабинет звукозаписи, содержащий более 10 000 грампластинок, а также записи на магнитофонной ленте. Значит. место в творч. жизни Л. к. занимает Оперная студия. Здесь проходят практику студенты разл. специальностей — вокалисты, дирижёры, режиссёры, хормейстеры, балетмейстеры, оркестранты. Спектакли Оперной студии не раз получали высокую оценку муз. общественности. В Малом зале им. А. К. Глазунова выступают преподаватели, студенты, ассистенты-стажёры, ежегодно выпускается неск. абонементов, проходят лекции-концерты для трудящихся города и области, школьников. При Л. к. имеется спец. средняя муз. школа (созданная в 1936 на основе детской группы) и Муз. уч-ще (с детской муз. школой 7-леткой). Л. к. имеет филиал в г. Петрозаводске.
В 1973/74 уч. году на дневном, вечернем и заочном отделениях Л. к. обучалось ок. 1500 чел. Среди преподавателей — 8 лауреатов Гос. пр. СССР, 13 — междунар. конкурсов, 4 — всесоюзных конкурсов. Выпускниками Л. к. в сов. период были такие выдающиеся деятели отечеств. иск-ва, как Д. Д. Шостакович, Е. А. Мравинский, В. П. Соловьёв-Седой, Г. В. Свиридов, В. В. Софроницкий, А. Ш. Мелик-Пашаев и др.
В Л. к. в разл. время преподавали известные композиторы — О. А. Евлахов, П. Б. Рязанов, Д. Д. Шостакович, М. О. Штейнберг, В. В. Щербачёв, С. М. Слонимский, Б. И. Тищенко; музыковеды — В. В. Асафьев, М. В. Бражников, Р. И. Грубер, В. Г. Каратыгин, X. С. Кушнарёв, А. В. Оссовский, И. И. Соллертинский, Ю. Н. Тюлин; пианисты — О. К. Калантарова, И. С. Миклашевская, Л. В. Николаев, С. И. Савшинский, Л. А. Баренбойм, Н. Е. Перельман, H. H. Позняковская, П. А. Серебряков, М. Я. Хальфин; скрипачи — Ю. И. Эйдлин, М. И. Вайман, Б. Л. Гутников, виолончелист — А. Я. Штример, органисты — Л. Ф. Гомилиус, И. А. Браудо; руководители классов духовых инструментов — M. H. Буяновский, А. Г. Васильев, П. Н. Волков, В. И. Генслер, Б. В. Тризно, Ю. А. Большиянов, B. М. Буяновский, К. Н. Никончук, П. К. Орехов; вокалисты — П. З. Андреев, С. И. Габель, И. В. Ершов, З. П. Лодий; дирижёры — А. В. Гаук, Г. А. Дмитревский, А. А. Егоров, М. Г. Климов, Н. А. Малько, Е. А. Мравинский, Н. С. Рабинович, В. П. Степанов, А. С. Дмитриев, И. А. Мусин, А. К. Янсонс; оперные режиссёры — Э. И. Каплан, С. Д. Масловская, E. H. Соковнин; балетмейстеры — Ф. В. Лопухов, Ю. Н. Григорович, П. А. Гусев.
Литература: Альбрехт Е., Санкт-Петербургская консерватория, СПБ, 1891; Пузыревский A., Саккетти Л., Очерк пятидесятилетия деятельности С.-Петербургской консерватории, П., 1914; Загурский Б., Краткий очерк истории Ленинградской консерватории, Л., 1933; Кремлев Ю., Ленинградская государственная консерватория. 1862-1937, М., 1938; 100 лет Ленинградской консерватории. 1862-1962. Исторический очерк, Л., 1962; Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862-1962. (Сб. ст.), Л., 1962; Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы, Л., 1964.
Э. С. Барутчева