Социология музыки

Категории словаря

франц. sociologie, букв. — учение об обществе, от лат. societas — общество и греч. logos — слово, учение

Наука о взаимодействии музыки и общества и влиянии конкретных форм её общественного бытования на музыкальное творчество, исполнительство и публику.

С. м. изучает общие закономерности развития муз. культур и их историч. типологию, формы муз. жизни общества, разл. виды муз. деятельности (проф. и самодеятельные, фольклор), особенности муз. коммуникации в разных социальных условиях, формирование муз. потребностей и интересов разл. социальных групп общества, закономерности исполнит. трактовок муз. произв., проблемы доступности и популярности муз. произв. Марксистская социология, наука об иск-ве, в т.ч. С. м., занимается исследованием механизмов формирования художеств. вкусов для решения прежде всего практич. задач по эстетич. воспитанию в социалистич. обществе.

С. м. сформировалась на стыке музыковедения, социологии, психологии и эстетики. В качестве одного из разделов она входит в социологию иск-ва. Теоретико-методологич. основой марксистской С. м. служит историч. и диалектич. материализм. С. м. требует рассмотрения музыки как социально обусловленного явления, включая исследование того, каким образом отражаются в её содержании и форме жизнь общества, мировоззрение композитора. Методологич. и методич. принципы подобного рассмотрения (т. н. социология, метод) в музыковедении начали формироваться ещё в домарксистский период, но именно марксизм явился подлинно науч. основой С. м.

В С. м. можно выделить три направления. Теоретич. С. м. занимается изучением общих закономерностей взаимодействия музыки и общества, типологии муз. культур. Историч. С. м. изучает и обобщает факты истории муз. жизни общества. В сферу эмпирич. (конкретной, практической или прикладной) С. м. входит исследование и обобщение фактов, относящихся к роли музыки в совр. обществе (изучение статистич. отчётов о посещаемости концертов, о продаже грампластинок, о работе самодеятельности, непосредств. наблюдение над муз. жизнью, всякого рода опросы, анкеты, интервью и др.). Т.о., С. м. создаёт науч. основу для организации муз. жизни, управления ею.

Отдельные мысли о взаимосвязях музыки и обществ. жизни содержались уже в трудах антич. философов, прежде всего Платона и Аристотеля. Они рассматривали социальные функции музыки, её воспитат. роль, её взаимоотношения со слушателями, отметили роль музыки в управлении гос-вом, в организации обществ. жизни и формировании нравств. качеств личности. Аристотель выдвинул идею разл. применения в обществ. жизни музыки ("Политика") и наряду с Платоном ("Законы") затронул вопрос о типологии публики. В трудах ср.-век. авторов даётся классификация видов муз. иск-ва, исходящая из социальных функций и условий бытования музыки (Йоханнес де Грохео, кон. 13 - нач. 14 вв.). В эпоху Возрождения сфера обществ. применения музыки заметно расширилась, музыка стала самостоят. иск-вом. В 15-16 вв. в трудах нидерландца Й. Тинкториса, итальянцев Б. Кастильоне, К. Бартоли, Э. Ботригари рассматривались конкретные формы бытования музыки. Испан. композитор и теоретик Ф. Салинас охарактеризовал разл. жанры нар. и бытовой музыки, ритмич. особенности к-рых связывались автором с их жизненным предназначением. Традиция описаний обществ. муз. быта была продолжена в 17 в. нем. теоретиком М. Преториусом, к-рый отметил, в частности, что признаки разл. муз. жанров зависят от их применения. В 17-18 вв. с развитием муз.-обществ. жизни, открытием общедоступных концертов и т-ров предметом наблюдений становятся социальное положение и условия деятельности исполнителей и композиторов. Сведения об этом содержатся в трудах ряда музыкантов (И. Кунау, Б. Марчелло, Ч. Бёрни и др.). Особое место было уделено публике. Так, Э. Артеага определил социальные типы слушателей и зрителей. Деятели нем. и франц. Просвещения И. Шейбе, Д'Аламбер, А. Гретри писали о социальных функциях музыки. Под влиянием Великой франц. революции и в результате утверждения капиталистич. строя в Зап. Европе в кон. 18-19 вв. взаимоотношения музыки и общества приобрели новый характер. С одной стороны, произошла демократизация муз. жизни: расширился круг слушателей, с другой - резко усилилась зависимость музыкантов от антрепренёров и издателей, преследующих чисто коммерческие цели, обострился конфликт между иск-вом и запросами бурж. публики. В статьях Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Р. Шумана нашли отражение взаимоотношения композитора и публики, отмечено бесправное, униженное положение музыканта в бурж. обществе. Особенно много внимания этому вопросу уделяли Ф. Лист и Г. Берлиоз.

В кон. 19 - нач. 20 вв. муз. быт разл. эпох и народов становится предметом систематич. изучения. Появляются кн. "Музыкальные вопросы эпохи" ("Musikalische Zeitfragen", 1903) Г. Кречмара, "Немецкая музыкальная жизнь. Опыт музыкально-социологического рассмотрения..." ("Das deutsche Musikleben...", 1916) П. Беккера, "Музыкальные проблемы современности и их разрешение" ("Die musikalischen Probleme der Gegenwart und ihre Lцsung", 1920) К. Блессингера, к-рые Б. В. Асафьев назвал "своего рода пропилеями в музыкально-социологических проблемах", а также книги X. Мозера, Ж. Комбарьё. Среди наиболее значит. музыковедч. трудов нач. 20 в., наметивших социологич. подход к музыке, - очерк "Симфония от Бетховена до Малера" ("Die Sinfonie von Beethoven bis Mahler", 1918) Беккера.

К этому времени много отд. социологич. наблюдений накопила и рус. мысль о музыке. Так, А. Н. Серов в работе "Музыка. Обзор современного состояния музыкального искусства в России и за границей" (1858) поставил вопросы, связанные с функциями музыки в обществ. быту и воздействием условий жизни на содержание и стиль муз. творчества, обратился к проблеме взаимовлияния жанра и стиля муз. произв. В. В. Стасов и П. И. Чайковский в критич. работах оставили живые зарисовки муз. быта разл. слоев населения. Большое место в рус. муз. критике занимали вопросы восприятия музыки публикой. В кон. 19 - нач. 20 вв. начинается разработка нек-рых муз.-социологич. проблем в теоретич. плане.

В 1921 вышла книга одного из основоположников бурж. С. м., оказавшего значит. влияние на развитие зап.-европ. социологии культуры, - М. Вебера "Рациональные и социологические основы музыки". Как отмечал А. В. Луначарский ("О социологическом методе в истории и теории музыки", 1925), работа Вебера представляла собой "лишь этюд, подход к общим границам темы". Она привлекала богатым фактич. материалом, вместе с тем страдала налётом вульгарного социологизма и ущербностью методологич. принципов (неокантианство). В Зап. Европе идеи Вебера получили развитие начиная с 1950-60-х гг., когда появились многочисл. труды по С. м. В своём большинстве зап.-европ. учёные отказываются от трактовки С. м. как самостоят. науки и рассматривают её как ответвления музыковедения, эмпирич. социологии или муз. эстетики. Так, К. Блаукопф (Австрия) трактует С. м. как учение о социальных проблемах истории и теории музыки, к-рое должно дополнить традиц. области музыковедения. А. Зильберман, Г. Энгель (ФРГ) занимаются изучением распространения и потребления музыки в обществе и отношения к ней разл. обществ. слоев аудитории. Они накопили фактич. материал, относящийся к социальному и экономич. положению музыкантов в разл. эпохи ("Музыка и общество" Г. Энгеля, 1960, и др.), но отказались от теоретич. обобщений эмпирич. материала. В трудах Т. Адорно (ФРГ) С. м. получила в основном теоретич. освещение в традициях нем. философской мысли о музыке и по существу растворилась в муз. эстетике. В своих кн. "Философия новой музыки" ("Philosophie der Neuen Musik", 1958), "Введение в социологию музыки" (1962) Адорно рассматривал социальные функции музыки, типологию слушателей, проблемы совр. муз. быта, вопросы отражения в музыке классовой структуры общества, специфики содержания и история, эволюции отд. жанров, нац. характера муз. творчества. Особое внимание он уделял критике бурж. "массовой культуры". Однако острая критика её проводилась Адорно с позиций защитника элитарных форм иск-ва.

В зап.-европ. странах и США разработан ряд вопросов С. м., в т.ч. методология и соотношение С. м. с др. дисциплинами - Т. Адорно, А. Зильберман, Т. Кнайф, X. Эггебрехт (ФРГ); социальные функции музыки в эпоху империализма и науч.-технич. революции - Т. Адорно, Г. Энгель, К. Феллерер, К. Малинг (ФРГ), Б. Брук (США); структура муз. культуры капиталистич. стран, обществ., экономич. и социально-психологич. положение композиторов и музыкантов-исполнителей - А. Зильберман, Г. Энгель, З. Боррис, В. Виора (ФРГ), Дж. Мюллер (США); структура и поведение публики, социальная обусловленность муз. вкусов - А. Зильберман, Т. Адорно (ФРГ), П. Фарнсуорт (США) и Ж. Леклерк (Бельгия); взаимоотношения между музыкой и массовыми средствами коммуникации (исследования координирует Междунар. ин-т аудио-визуальной коммуникации и культурного развития в Вене, науч. рук. - К. Блаукопф); муз. быт разл. слоев общества - К. Дальхауз (ФРГ), П. Виллис (Великобритания), П. Бодо (Франция); социологич. проблемы муз. фольклора - В. Виора (ФРГ), А. Мерриам, А. Ломакс (США), Д. Карпителли (Италия). В ряде этих работ имеется богатый фактич. материал, однако большинство их основано на эклектичных философских методах.

С. м. в СССР и др. социа- листич. странах. В Сов. Союзе 20-е гг. стали началом развития С. м. Решающую роль в этом сыграли процессы, происходившие в обществ. жизни. Коммунистич. партия и Сов. гос-во с первых дней Oкт. революции 1917 выдвинули лозунг: "Искусство народу!". Все силы художеств. интеллигенции были мобилизованы для осуществления ленинской политики культурной революции. В сов. муз.-социологич. работах 20-х гг. выдвинуты проблемы общего характера, касающиеся обществ. природы музыки и закономерностей её историч. развития. Особую ценность представляют собой труды А. В. Луначарского. Исходя из активного характера художеств. отражения, он рассматривал содержание муз. иск-ва как результат взаимодействия индивидуальности композитора с социальной средой. В статье "Социальные истоки музыкального искусства" (1929) Луначарский подчеркнул и то, что иск-во является средством коммуникации в обществе. В статьях "Один из сдвигов в искусствоведении" (1926), "Социальные истоки музыкального искусства" (1929), "Новые пути оперы и балета" (1930) он очертил осн. функции музыки в обществе, включая эстетически-воспитательные. Луначарский особо выделил способность музыки, как и иск-ва в целом, формировать и преобразовывать психологию общества, он подчёркивал, что музыка во все эпохи была средством общения. Б. Л. Яворский придавал огромное значение связи между творчеством и обществ. восприятием. Ещё более значит. место заняли проблемы С. м. в трудах Б. В. Асафьева. В статье "О ближайших задачах социологии музыки" (предисловие к кн. "Музыка средневекового города" Г. Мозера, пер. с нем., 1927) Асафьев впервые очертил ряд вопросов, к-рыми должна заниматься С. м., и среди них - обществ. функции музыки, массовая муз. культура (в т.ч. бытовая музыка), взаимодействие города и деревни, закономерности восприятия музыки и развитие муз. "хозяйства" и "производства" (исполнительство, инструментарий, конц. и театр. организации и т.д.), место музыки в жизни разных обществ. групп, эволюция театр. жанров в зависимости от условий бытования музыки. В многочисл. статьях 20-х гг. Асафьев затронул социальные условия бытования музыки в разные эпохи, состояние традиционных и новых бытовых жанров города и деревни. Книга "Музыкальная форма как процесс" Асафьева (1930) содержала плодотворные мысли о взаимосвязи творчества и восприятия в процессе интонирования, показывала, каким образом практика обществ. музицирования может влиять на творчество. В предисловии к своей кн. "Русская музыка от начала XIX столетия" (1930) Асафьев рассмотрел формы музицирования, характерные для разных общественно-экономич. формаций.

В 1920-е гг. в Сов. Союзе наряду с теоретическими развернулись конкретно- социологич. исследования муз. культуры. При Ин-те истории иск-в в Ленинграде впервые в мировой практике был создан Кабинет по изучению муз. быта (КИМБ). В его организации и работе активное участие принял Р. И. Грубер. Несмотря на достижения, в ряде работ сов. музыковедов 1920-х гг. проявились тенденции упрощения сложных проблем, игнорирования специфики художеств. творчества, несколько прямолинейного понимания зависимости надстройки от экономич. базиса, т.е. то, что было затем названо вульгарным социологизмом.

Для С. м. важное значение приобрела теория Асафьева об "интонационном словаре эпохи", как "секрете" популярности и обществ. жизнеспособности произв., а также гипотеза об "интонационных кризисах", выдвинутая в его кн. "Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. "Интонация"" (1947). Вопрос о соотношении композиторского творчества с "жанровым фондом" эпохи был разработан в 30-х гг. А. А. Альшвангом. Им была высказана плодотворная мысль об "обобщении через жанр", получившая дальнейшее развитие в его монографии о П. И. Чайковском (1959). Вопрос о "жанровости" как муз.-социологич. категории разрабатывался также С. С. Скребковым (статья "Проблема музыкального жанра и реализм", 1952).

В качестве самостоят. науч. дисциплины С. м. начиная с 60-х гг. стала разрабатываться в трудах А. Н. Сохора. В его многочисл. статьях и особенно в кн. "Социология и музыкальная культура" (1975) дано определение предмета совр. марксистской С. м., описаны её задачи, структура и методы, определена система социальных функций музыки, обоснована схема типологизации совр. муз. публики. По инициативе Сохора проведён ряд всесоюзных и междунар. конференций по проблемам С. м. Большую активность в области С. м. проявила группа муз. социологии Моск. отделения CK РСФСР, изучающая муз. вкусы молодёжи Москвы (Г. Л. Головинский, Э. Е. Алексеев). В кн. "Музыка и слушатель" В. С. Цукермана (1972) обобщены данные конкретных исследований муз. жизни Урала, сделана попытка определить такие понятия, как муз. культура общества, муз. потребности населения. Разрабатываются вопросы социальных функций музыки и её изменения в совр. условиях, типологии слушательских групп, классификации и социально-воспитат. роли музыки, передаваемой по радио и телевидению (Г. Л. Головинский, Э. Е. Алексеев, Ю. В. Малышев, А. Л. Клотинь, А. А. Золотов, Г. Ш. Орджоникидзе, Л. И. Левин). Социологич. проблемы муз. фольклора рассматриваются в работах И. И. Земцовского, В. Л. Гошовского и др. Над социологич. и социально-психологич. проблемами восприятия музыки работают Е. Я. Бурлива, Е. В. Назайкинский п др. Вопросы социального функционирования муз. исполнительства в системе массовых средств распространения музыки затрагиваются в статьях Л. А. Баренбойма, Г. М. Когана, Н. П. Корыхаловой, Ю. В. Капустина и др. Продолжается также характерная для рус. классич. и сов. музыковедения традиция изучения жанров в музыке в связи с их жизненным предназначением и условиями функционирования. Эти проблемы решаются в плане современности, а также исторически. Среди работ этого типа выделяются труды А. Н. Сохора, М. Г. Арановского, Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана.

Ценные достижения в области С. м. достигнуты учёными др. социалистич. стран. Е. Павлов (Болгария), К. Ниман (ГДР) и др. разработали методику изучения публики, её отношения к традиционным и новым средствам распространения музыки. Труды И. Витаньи (Венгрия) посвящены муз. быту молодёжи, Я. Урбаньського (Польша) - проблемам музыки на радио и телевидении. В Румынии (К. Брэилою и его школа) выработаны методы социологич. изучения муз. фольклора. Среди теоретич. трудов - "Введение в музыкальную социологию" И. Супичича (Югославия, 1964), охватывающее широкий круг проблем этой науки, включая её специфику, методологию, соотношение с традиц. музыкознанием. Под редакцией Супичича с 1970 издаётся журн. "Международное обозрение эстетики и социологии музыки" ("International review of the aesthetics and sociology of music", Загреб). Нек-рые общие вопросы С. м. рассмотрены в работах Э. Г. Майера, Г. Бесселера, Г. Кнеплера (ГДР), чехосл. учёных Л. Мокри, И. Кресанека, И. Фукача, М. Черны. З. Лисса (Польша) внесла значит. вклад в разработку таких проблем, как социальная обусловленность и историч. изменчивость муз. восприятия, обществ. оценка музыки, муз.-культурных традиций. Й. Уйфалушши и Я. Мароти (Венгрия) занимаются изучением социальной типологии слушателей.

Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, М., 1976; Ленин В. И., О литературе и искусстве. Сб., М., 1976; Плеханов Г. В., Эстетика и социология искусства, т. 1-2, М., 1978; Яворский В., Строение музыкальной речи, ч. 1-3, М., 1908; Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1923, доп. и расширенное изд., 1958, 1971; его же, Вопросы социологии музыки, М., 1927; Асафьев Б. (Глебов И.), О ближайших задачах социологии музыки. (Предисловие), в кн.: Mозер Г., Музыка средневекового города, пер. с нем., Л., 1927; его же, Музыкальная форма как процесс, кн. 1, М., 1930, кн. 2, Интонация, М., 1947, Л., 1971 (кн. 1-2); его же, Советская музыка и музыкальная культура. (Опыт выведения основных принципов), Избр. труды, т. 5, М., 1957; его же, Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, Л., 1965, 1973; Грубер Р., Из области изучения музыкальной культуры современности, в кн.: Музыкознание, Л., 1928; его же, Как слушает музыку рабочая аудитория, "Музыка и революция", 1928, No 12; Беляева-Экземплярская С., Исследование психологии современного массового музыкального слушателя, "Музыкальное образование", 1929, No 3-4; Альшванг A., Проблемы жанрового реализма, "Советское искусство", 1938, No 8, Избр. соч., т. 1, М., 1964; Барнетт Дж., Социология искусства, в кн.: Социология сегодня. Проблемы и перспективы, М., 1965; Сохoр A., Развивать социологическую науку, "СМ", 1967, No 10; его же, Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки, в кн.: Музыка в социалистическом обществе, (вып. 1), Л., 1969; его же, О задачах исследования музыкального восприятия, в сб.: Художественное восприятие, вып. 1, Л., 1971; его же, О массовой музыке, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 13, Л., 1974; его же, Развитие музыкальной социологии в СССР, в кн.: Социалистическая музыкальная культура, М., 1974; его же, Социология и музыкальная культура, М., 1975; его же, Композитор и публика в социалистическом обществе, в сб.: Музыка в социалистическом обществе, вып. 2, Л., 1975; его же, Вопросы социологии и эстетики музыки, сб., вып. 1, Л., 1980; Новожилова Л. И., Социология искусства. (Из истории советской эстетики 20-х гг.), Л., 1968; Вахеметса А. Л., Плотников С. Н., Человек и искусство. (Проблемы конкретно-социологических исследований искусства), М., 1968; Капустин Ю., Массовые средства распространения музыки и некоторые проблемы современного исполнительства, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969; его же, Музыкант и публика, Л., 1976; его же, К определению понятия "музыкальная публика", в сб.: Методологические проблемы современного искусствознания, вып. 2, Л., 1978; его же, Некоторые социально-психологические проблемы музыкальной публики, в сб.: Социологические исследования театральной жизни, М., 1978; Коган Г., Свет и тени грамзаписи, "СМ", 1969, No 5; Перов Ю. В., Что такое социология искусства?, Л., 1970; его же, Художественная жизнь как объект социологии искусства, в сб.: Проблемы марксистско-ленинской теории культуры, Л., 1975; Костюк A., Культура музыкального восприятия, в сб.: Художественное восприятие, вып. 1, Л., 1971; Hазайкинский Е., О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Цукерман В. С., Музыка и слушатель, М., 1972; Житомирский Д., Музыка для миллионов, в сб.: Современное западное искусство, М., 1972; Михайлов Ал., Концепция произведения искусства у Теодора В. Адорно, в сб.: О современной буржуазной эстетике, вып. 3, М., 1972; его же, Музыкальная социология Адорно и после Адорно, в сб. Критика современной буржуазной социологии искусства, M., 1978; Корыхалова Н., Звукозапись и проблемы музыкального исполнительства, в сб. Музыкальное исполнительство, вып. 8, M., 1973; Давыдов Ю. M., Идея рациональности в социологии музыки Теодора Адорно, в сб. Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 3, M., 1976; Панкевич Г., Социально-типологические особенности восприятия музыки, в сб. Эстетические очерки, вып. 3, M., 1973; Алексеев Э., ВолоховВ., Головинский Г., Зараковский Г., На путях исследования музыкальных вкусов, "СМ", 1973, No 1; Южанин H. A., Некоторые проблемы социальной природы художественной ценности, в сб. Музыка в социалистическом обществе, вып. 2, Л., 1975; Бурлина Е. Я., О понятии "музыкальный интерес", там же, Колесов М. С., Фольклор и социалистическая культура (Опыт социологического подхода), там же, Конев В. А., Социальное бытие искусства, Саратов, 1975; Медушевский В., К теории коммуникативной функции, "СМ", 1975, No 1; его же, Какая наука нужна музыкальной культуре, там же, 1977, No 12; Гайденко Г. Г., Идея рациональности в социологии музыки M. Beбepa, в сб. Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 3, M., 1976; Сущенко М., Некоторые проблемы социологического изучения популярной музыки в США, в сб. Критика современной буржуазной социологии искусства, M., 1978; Вопросы социологии искусства, сб., M., 1979; Вопросы социологии искусства, сб., Л., 1980; Weber M., Die rationalen und soziologischen Grundlagen der Musik, Mьnch., 1921; Adorno Th W., A social critic of Radio music, "Kenyon Review", 1945, No 7; его же, Dissonanzen Musik in der verwaltenen Welt, Gцttingen, 1956; его же, Einleitung m die Musiksoziologie, (Frankfurt a M. ), 1962; его жe, Soziologische Anmerkungen zum deutschen Musikleben, "Deutscher Musik-Referate", 1967, No 5; Blaukopf K., Musiksoziologie, St. Gallen, 1950; eго жe, Der Gegenstand musiksoziologischer Forschung, "Musik und Bildung", 1972, No 2; Воrris S., Vom Wesen der Musik Soziologische Musikbetrachtung, "Das Musikleben", 1950, No 3; Mueller J. H., The American symphony orchestra. A social history of musical taste, Bloommgton, 1951; SilbermannA., La musique, la radio et l'auditeur, R., 1954; его же, Wovon lebt die Musik Die Prinzipien der Musiksoziologie, Regensburg, (1957); его же, Die Pole der Musiksoziologie, "Kцlner Zeitschrift fьr Soziologie und Sozialpsychologie", 1963, No 3; его же, Theoretische Stьtzpunkte der Musiksoziologie, "Musik und Bildung", 1972, No 2; Farnswоrth R. R., The social psychology of music, N. Y., 1958; Honigsheim R., Musiksoziologie, в кн. Handwцrterbuch der Sozialwissenschaften, 1960; Engel H., Musik und Gesellschaft. Bausteine zu einer Musiksoziologie, B., (1960); Kresanek T., Sociбlna funkcia hudby, Bratislava, 1961; Lissa Z., Zur historischen Verдnderlichkeit der musikalischen Apperzeption, в сб. Festschrift Heinrich Besseler, Lpz., 1961; Mоkrэ L., Otazka hudebnej sociуlogie, "Hudebnн veda", 1962, No 3-4; Mayer G., Zur musiksoziologischen Fragestellung, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1963, No 4; Wiora W., Komponist und Mitwelt, Kassel, 1964; Suрicic J., Elementi sociologije muzike, Zagreb, 1964; его же, Music with or without a public, "The world of music", 1968, No l; Lesure F., Music and art in society, University Park (Penns.), 1968; Kneif T., Musiksoziologie, Kцln, 1971; Dahlhaus C., Das musikalische Kunstwerk als Gegenstand der Soziologie, "International review of the aesthetics and sociology of music", 1974, v. 5; Уйфалуши Й. Мароти Я., Золтай Д., Социалистическата култура и марксистката музикална зоциология, "Музикални хоризонти", 1975, No 19; KarbusickyV., Empirische Musiksoziologie, Wiesbaden, 1975; Steinberger G., Das Phдnomen Musikalltдt und Fragen der Musiksoziologie im Lichte der jьngsten Sowietischen Musikforschung, "Schweizerische Musikzeitung", 1976, No 3; Hahn J., Zum musikalischen Interesse und Rezeptionsverhalten Jugendlicher, "Musik und Gesellschaft", 1977, No 9.

А. H. Coxop, Ю. В. Капустин

реклама

вам может быть интересно

Изаи Эжен Биографии
Педализация Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Вибрато, вибрация Термины и понятия
Танеев Сергей Биографии
Регистр Термины и понятия
Симфония Теория музыки
Тамтам (там-там) Музыкальные инструменты
Глас Церковная музыка
Дивертисмент Музыкальные жанры
Хельсинки Города
Разработка Теория музыки
Gaudeamus, Гаудеамус Музыкальные жанры

Реклама