Гимн (греч. ymnos) — торжественная песнь. Гимны существуют государственные, революционные, военные, религиозные, в честь к.-л. историч. события, героя и др. Понятие «гимн» в процессе исторического развития менялось. Гимны занимают большое место в общественно-политической жизни, являясь одним из средств массовой агитации, мобилизующей и организующей силой. Рассчитанные на массовое восприятие и исполнение, гимны, как правило, отличаются образностью литературного текста, широкой, легко запоминающейся мелодией, ясным, размеренным (чаще маршевым) ритмом и общим величавым характером музыки.
Древнейшие дошедшие до нас Г. — молитв. песнопения лирич. характера были сложены в Египте и Месопотамии. Г. как поэтич. и муз. форма получил широкое развитие в Др. Греции. Исполнялся хором, под аккомпанемент кифары; нередко пение сопровождалось танцами. Существовало также сольное исполнение. Первые сохранившиеся Г. Др. Греции относятся ко 2 в. до н. э. Понятие «гимн» служило обобщённым наименованием различных культовых песнопений (дифирамб, просодия, проомия, пайяна и др.). В эпоху эллинизма Г. приобрёл самостоятельное значение как особый род торжеств. песнопения, связанного с религ. обрядами. Среди авторов Г. — Анакреон, Гомер, Пиндар и др. В период раннего христианства развитие гимнич. формы происходило под влиянием разл. нац. культур — сирийской, греческой, византийской, еврейской; заметную роль в этом процессе играли также еретич. секты. В странах Бл. Востока Г., как правило, слагались на тексты библии, иногда перефразированные. Сохранились христианские Г., относящиеся к концу 3 в. н. э. (обнаружены на территории Сирии). Одним из авторов христ. Г. был сириец Ефрем Сирин (4 в.). Его сольные Г. — мадраске оказали значит. влияние на последующую визант. гимнодию и на развитие Г. в зап.-европ. странах. Визант. церковь культивировала Г. как составную часть литургич. пения. История визант. духовного Г. охватывает несколько столетий (5–11 вв.) (см. Византийская музыка).
В странах Зап. Европы в годы раннего христианства Г. называлась любая духовная строфич. песня. Позднее это название относилось лишь к новым песням, с определённым ритмом, структурой. Первым известным автором лат. Г. был Исидор Севильский, оставивший 3 фрагмента Г. в строфич. форме, близких к светской лирич. песне. Исполнение Г. в богослужении зап. христ. римской церкви было введено миланским епископом Амвросием (4 в.). Ему принадлежало неск. Г., быстро распространившихся во всех странах Зап. Европы. Уже в 5–6 вв. практика богослужебного исполнения Г. становится повсеместно признанной, хотя в результате сопротивления консервативных церк. деятелей Г. получил право гражданства только в 13 в. В 7–8 вв. Г. распространяется в Испании, Галлии, Англии, а позже — в Германии, Италии. Начиная с 7 в. создаются спец. книги-сборники — гимнодии. Создание Г. продолжалось вплоть до 19 в., гл. обр. в обособленных монастырях.
Импровизац. практика времён средневековья привела к зарождению многоголосных Г. Первые образцы гимнич. многоголосия появляются в конце 14 в. Г. объединялись в циклы и исполнялись на протяжении всего церк. года. Первым значит. автором многоголосных Г. был Г. Дюфаи, написавший ок. 20 трёхголосных Г. с колорированной хоральной мелодией, гл. обр. в дисканте (в отд. случаях средние голоса исполнялись инструментами). Влияние Дюфаи было особенно сильным в юж. части Зап. Европы, где создавались новые Г. и делались обработки ранее известных. Социально-религ. сдвиги 15–16 вв. приводят к созданию новых форм Г., не связанных так тесно с церк. обрядами. Таковы протестантские Г.: гуситские песни в Чехии, нем. протестантский хорал «Господь твердыня наша», ставший, по выражению Ф. Энгельса, «Марсельезой» крестьянской войны. Особой разновидностью Г. в музыке слав. народов были торжественные канты, распространённые в 16 в. в Польше, позже на Украине и в России.
В 19 в. понятие «гимн» видоизменяется и приобретает иной характер. Г. становится по преимуществу торжеств. песней светского содержания, к-рая предназначалась, как правило, для большого состава исполнителей — оркестра, хора и солистов. Нередко такого рода Г. входили составной частью в крупные симфонич. и кантатно-ораториальные сочинения (напр., в хор. финал 9-й симфонии Бетховена, в 8-ю симфонию Малера, сочинения Листа, Верди и др. композиторов); образцом подобного Г. является также финальный хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Гимнич. начало, присущее мн. муз. произв. 19 в., придавало им приподнятый, возвышенный характер.
Особой ветвью развития гимнич. начала в музыке являются песни, возникшие в процессе революц. и нац.-освободит. борьбы народов. К числу таких песен относятся «Марсельеза» Руже де Лиля, «Гимн свободе» Ф. Госсека, «Гимн разуму» Э. Мегюля и мн. др. песни времён Великой франц. революции, а также «Гимн Гарибальди» А. Оливьери в Италии, «Гимн Риего» Ф. Уэрты в Испании, «Ракоци-марш» в Венгрии и др.
Возникшая во Франции революц. песня «Интернационал» П. Дегейтера стала Г. солидарности междунар. пролетариата. Появление многих нац. или гос. Г. тесно связано с нац.-освободит. борьбой и формированием независимости гос-в (напр., песня «Вильгельм ван Нассауве», созданная в 1568 в честь Вильгельма Молчаливого, воглавлявшего освободит. восстание против испан. владычества, позднее была официально признана нац. Г. Голландии).
В др. странах гос. Г. возникали значительно позже и происхождение их было различно. Основой для Г. чаще всего являлись уже существовавшие тексты, иногда слова Г. писались на бытовавшую мелодию. По характеру музыки Г. также различны. Так, напр., старыми королевскими Г. Испании и Португалии были воен. марши, исполнявшиеся без текста. Один из старейших Г. — Г. Великобритании («Боже храни короля») был написан комп. Г. Кэри как вставная патриотич. песня для одной из театр. постановок и утвердился лишь постепенно, в соперничестве с др. патриотич. песней «Правь, Британия» комп. Т. Арна. Песня Г. Кэри с небольшими модификациями (мелодии и вариантов текста) стала основой Г. Дании (1750) и Пруссии (1793), в 1871 — Германии, в 1830 — Швейцарии. За основу Г. Австро-Венгрии была взята тема из струн. квартета No 3 ор. 76 Гайдна, а в совр. Австрии музыкой Г. служит одна из мелодий Моцарта, текст к-рой написала П. фон Прерадович. Гос. Г. неск. слав. стран возникли на основе патриотич. песен. В 20 в. в большинстве стран Г. — официально принятая звуковая эмблема гос-ва.
В СССР до 1943 гос. Г. был «Интернационал». Новый Г., написанный А. В. Александровым на основе его песни «Гимн Партии большевиков», впервые прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 и начал повсеместно исполняться с 15 марта 1944. Все союзные республики СССР имели также гос. Г. (см. Государственные гимны союзных республик). «Интернационал» оставался Г. Коммунистической партии Советского Союза.
Получили широкое распространение Г. разл. междунар. организаций, политич. партий, спортивных федераций, объединений и др. Гимнич. характер присущ мн. революционным и массовым песням, в т. ч. патриотич. песням сов. композиторов («Гимн демократической молодежи» А. Новикова, «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» В. Белого, «Партия — наш рулевой» В. Мурадели, «Песня о Родине» И. Дунаевского, и др.). Им, как правило, присущи широкая напевность, приподнятая торжественность, они часто исполняются во время праздников, митингов, шествий.
Литература: Бернштейн Н. Д., История национальных гимнов, П., 1914; Tillуаrd H. J. W., Byzantine music and hymnography, L., 1923; Stablein В., Die mittelalterlichen Hymnenmelodien, Erlangen, 1946; Wellesz Е., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Nettl P., National anthems, N. Y., 1952; Gerber R., Rцmische Hymnenzyklen des spaten 15. Jahrhunderts, AfMW, 1955, XII; rосknee С. E., The French Diocesan hymns and their melodies, L., 1954; Hymni et sequentinae, в издании: Melodiarium Hungariae medii aevi 1, Bdpst, 1956; Shaw M., Coleman H. (ed.), National anthems of the world, L., 1960; Gerber R., Zur Geschichte des mehrstimmigen Hymnus, Musikwissenschaftliche Arbeiten, XXI, Kassel, 1965.
М. М. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.