Аутентичное исполнительство, аутентизм (от позднелат. authenticus — подлинный, достоверный) — движение в музыкальном исполнительстве XX—XXI веков, ставящее своей задачей максимально точное воспроизведение музыки прошлого, так же как она звучала в оригинале, то есть изначально.
Клавесин и клавикорд, лютня и виола… когда-то и музыкантам, и слушателям казалось, что этим инструментам место в музеях. Зачем возвращаться к клавесину, когда есть нечто более совершенное — фортепиано с его богатейшими динамическими возможностями? Виола уже давно «проиграла битву» скрипке, а лютневая музыка замечательно звучит на гитаре. Но со временем стало ясно, что всё не так просто: лютня и по тембру и по строю отличается от гитары, виола звучит не так, как скрипка, а некоторые фрагменты старинной клавирной музыки, которые требуют от пианистов чуть ли не акробатических трюков, без особых затруднений можно сыграть на клавесине с двумя мануалами. Так правильно ли поступают музыканты, играя на гитаре сочинения лютниста Джона Дауленда, или исполняя на фортепиано сонаты Йозефа Гайдна, написанные для клавесина?
Направление в исполнительском искусстве, приверженцы которого стараются исполнять музыку каждой эпохи так, как она могла звучать при жизни создателя, называется аутентизмом. Основоположником этого направления считают Арнольда Долмеча. В конце XIX — начале ХХ столетий этот музыковед, исполнитель и музыкальный мастер изготавливал инструменты по образцу старинных и удивлял публику исполнением творений композиторов XVII века на виоле да гамба, лютне, клавесине и клавикорде, а также блокфлейте, изготовленной по моделям времен барокко. В это же время немецкий философ и теолог Альберт Швейцер доказывал, что не стоит исполнять произведения Иоганна Себастьяна Баха и его современников на органах эпохи романтизма — для этого нужны такие органы, какие могли быть в распоряжении этих композиторов. Интересовался зарождающимся аутентизмом Камиль Сен-Санс — он возглавил французское Общество концертов на старинных инструментах.
Движение ширилось и находило все больше приверженцев, создавались ансамбли старинной музыки и барочные оркестры. Старейшим исполнительским коллективом такого рода является кёльнский барочный оркестр Capella Coloniensis, а в нашей стране первый ансамбль старинной музыки, получивший название «Мадригал», был создан в 1965 г. Андреем Михайловичем Волконским.
Но использование старинных инструментов — это только начало. Аутентисты добиваются сходства с историческими образцами во всем — в приемах игры, штрихах, темпах (например, темп Presto в XVII веке был не таким быстрым, как сейчас, а нюанс f — не таким громоподобным).
Отношение к аутентизму в музыкальном мире неоднозначно. Противники этого направления утверждают, что полного сходства с образцами прошлого достичь все равно невозможно, а старинные инструменты не зря «сошли с дистанции» — они уступали в совершенстве тем, которые пришли им на смену… Но однозначных ответов в искусстве не бывает никогда. Так или иначе, аутентичное исполнительство существует, а концерты барочных оркестров и ансамблей старинной музыки собирают полные залы — ведь так интересно прикоснуться к прошлому!
«Если исполнитель пытается быть аутентичным, он никогда не будет убедительным. Только тот исполнитель, который всеми силами пытается погрузиться в мир великого духа композитора и его эпохи, может, если он освоил адекватную технику и владеет секретом под названием „талант“, вызвать у слушателя ощущение истинности и достоверности», — считает один из наиболее крупных и влиятельных музыкантов-аутентистов XX века Густав Леонхардт.