Серийная музыка — музыка, сочинённая с помощью серийной техники. Принцип серийной музыки не предуказывает к.-л. конкретной гармонической системы. Она избирается композитором для данного соч. вместе с серией. Композитор обращается к серийной технике тогда, когда для воплощения его замысла мажорно-минорная система оказывается непригодной. Однако встречается и С. м., вполне определённо окрашенная с точки зрения мажора и минора, хотя бы и в обновлённой и свободной их структуре (Скрипичный концерт А. Берга, g-moll — B-dur; 1-я часть 3-й симфонии К. Караева, f-moll). С. м. не безразлична к типу муз. образности; так, она не применяется для соч. бытовых песен и танцев, весёлой популярной музыки. Тем не менее образный диапазон С. м. достаточно широк. В числе соч., написанных с применением серийной техники, — возвышенная и утончённая поэма о любви «Свет глаз» Веберна (ор. 26), библейская легенда «Моисей и Аарон» Шёнберга, драма «Лулу» Берга, возрождающий необарочную полифонию «Canticum sacrum» Стравинского и соч., принадлежащие к области фп. миниатюры («6 картин» Бабаджаняна). Стиль и индивидуальность одарённого композитора в той или иной степени запечатлеваются и в С. м., отчасти и нац. характерность. Напр., индивидуальность Шёнберга и Веберна проявляется в их С. м. с полной определённостью. Несмотря на отсутствие фольклорности, С. м., напр., Веберна — чисто австрийская, венская; её нельзя представит себе как французскую или русскую. Точно так же на С. м. Л. Ноно (напр., в «Прерванной песне») лежит печать итал. кантилены.
Литература: Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969. См. также Додекафония, Сериальность.
Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.