«Добрыня Никитич» — опера-былина Александра Гречанинова в 3 действиях (4 картинах), либретто автора по русским былинам.
Премьера: Москва, Большой театр, 14 (27) октября 1903 г., под управлением И. Альтани.
Композитор объединил сюжетные мотивы нескольких былин. Добрыня хочет освободить из плена у Змея Горыныча племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. Мать Добрыни Мамелфа Тимофеевна видит страшный сон, грозящий сыну бедой, и, чтобы предотвратить ее, дарит ему волшебный камень-самоцвет. Добрыня берет зарок со своей жены Настасьи: она должна ждать его шесть лет и, если он не вернется, может снова выйти замуж, но только не за Алешу Поповича, его названого брата. Алеша, добивающийся любви Настасьи, также решает отправиться в дорогу, хотя и боится чудовища. Добрыня убивает Змея Горыныча.
Любовница оборотня Марина-чародейка заманивает в свой терем и Добрыню, и появившегося вслед за ним Алешу. Колдунья творит над спящим Добрыней заклятие. Пробудившись, богатырь под действием чар влюбляется в Марину и забывает о жене. Алеша торопится в Киев, чтобы объявить себя победителем Змея. Слышен голос тоскующей в плену Забавы; загорается камень-самоцвет, подаренный Добрыне матерью, богатырь освобождается от чар. Превратившаяся в птицу Марина улетает. Добрыня освобождает пленников Змея Горыныча. Алеша Попович хвастает в Киеве своей победой над Змеем, рассказывает о мнимой смерти Добрыни и заставляет Настасью стать его женой. Появляется калика-перехожий с гуслями и поет песню о жене, изменившей мужу. Этот калика — Добрыня. Алеша убегает. Входят освобожденные Добрыней пленники. Все славят победителя.
Гречанинов стремился опереться на традицию русской эпической оперы, восходящую к «Руслану и Людмиле» Глинки, «Князю Игорю» Бородина, «Садко» Римского-Корсакова. Но природе его таланта ближе лирика. Героического начала в опере нет, и центральный герой — богатырь Добрыня оказался сравнительно бледной фигурой. На первый план выдвинулся образ Алеши Поповича, охарактеризованный лирическими средствами.
Многие ситуации повторяют то, что уже было много сильнее воплощено до Гречанинова. Не говоря об обольщении Ратмира девами Наины в «Руслане», достаточно вспомнить сцену Кащеевны и Ивана-царевича в Кащее Бессмертном Римского-Корсакова. Этим объясняется короткая сценическая жизнь оперы — даже участие Шаляпина и Неждановой не могло ее продлить. На концертной эстраде в наши дни исполняется песня Алеши «Расцветали цветики».
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Владимир Красное Солнышко, князь Киевский (бас)
• Забава Путятична, его племянница (сопрано)
• Добрыня Никитич, богатырь (высокий бас)
• Настасья Микулична, жена его (сопрано)
• Мамелфа Тимофеевна, мать его (альт)
• Алеша Попович, богатырь (тенор)
• Змей Горыныч (без слов)
• Марина, чародейка, живет у Змея (меццо-сопрано)
• Придверник на пиру у князя Владимира (тенор)
• Богатыри, их жены, народ, пленники и пленницы Змея Горыныча
Действие происходит в Киеве и во владениях Змея Горыныча в былинные времена.
На широком дворе киевской усадьбы Добрыни прядут Мамелфа и Настя. Мамелфа рассказывает сон, который, как ей кажется, сулит беду сыну, Настя успокаивает ее. Приходит Добрыня и объявляет, что князь Владимир послал его в поход на Змея Горыныча, похитившего княжескую племянницу Забаву Путятичну. Жене Добрыня приказывает ждать его шесть лет, а потом считать убитым и выйти замуж, только не за Алешу Поповича. Настя дает ему перстень, а мать — камень-самоцвет, который охранит его от беды. Добрыня уезжает, провожаемый народом. Тут же появляется Алеша, поет Насте песенки и пытается соблазнить ее. На крик Насти входит Мамелфа с палкой и прогоняет незадачливого ухажера. Алеша объявляет, что тоже пойдет на бой со Змеем, и убегает. Вернувшийся с проводов Добрыни народ смеется над ним.
Во владениях Змея Горыныча горюют пленницы. Змей пролетает вдали, Марина провожает его злобными возгласами: не может она простить, что забыл он ее, украв Забаву. Вбегает Алеша и прячется, когда мимо пролетает Змей, преследуемый Добрыней. Вскоре Доб- рыня появляется с головой Змея. Он рад Алеше, который говорит, что его послал князь в помощь Добрыне. Отворяются двери терема, выходит Марина, окруженная невольницами, и приглашает богатырей отдохнуть. Очарованные ее красотой, витязи следуют за чародейкой.
В тереме Марины спят богатыри. Марина колдует, чтобы влюбить в себя Добрыню. Добрыня просыпается привороженный, забывший Настю, и объясняется красавице в любви. Марина велит волшебным девам усладить их танцами. Просыпается Алеша и, увидев происходящее, убегает в Киев с тем, чтобы объявить себя победителем Змея и жениться на Насте. Но Добрыней овладевает тревога, ему душно. Непроизвольно хватается он за шею и срывает шнурок с талисманом. Самоцвет загорается, и богатырь приходит в себя. Он велит Марине указать, где спрятаны пленные. Волшебница отказывается, Добрыня поднимает меч, но она оборачивается птицей и улетает. Исчезают волшебные девы. Добрыня идет на поиски и вскоре возвращается с освобожденными пленниками и Забавой.
В гриднице князя Владимира пир. Сам князь сосватал Настю за Алешу Поповича. Тот рассказывает о своих подвигах и о смерти Добрыни. Князю докладывают, что калика перехожий рвется в терем. Входит переодетый Добрыня с гуслями и просит разрешения спеть песню. Владимир в гневе, но уступает просьбам гостей. Добрыня славит князя и княгиню, затем поет песню и просит разрешения поднести чару вина, кому сам знает. Князь соглашается. Добрыня опускает в чару кольцо, данное Настей на прощанье, и подносит ей чару с требованием выпить до дна. Настя узнает кольцо и просит мужа простить ее — не своей охотой, а по повелению князя шла она за Алешу. Добрыня упрекает князя, Алеша хочет незаметно выбраться из гридницы, но в дверях сталкивается с Мамелфой. Мать бросается к сыну, терем наполняется освобожденными Добрыней пленниками, среди них и Забава. Все ликуют, славят богатыря.
История создания
В 1895 году Гречанинов, недавно окончивший консерваторию и живший в столице, возможно, не без влияния своего педагога Римского-Корсакова, только что закончившего «Садко», взялся за работу над первой оперой — тоже на былинный сюжет. В качестве основы либретто, над которым композитор работал сам, были избраны три былины: «Добрыня Никитич и Змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович» и «Добрыня Никитич и Маринка». В первой Гречанинова заинтересовал мотив борьбы со Змеем, послать на которую Добрыню князю советует Алеша Попович, поскольку у Добрыни:
Со змеей заповедь положена
А не ездить боле во чисто поле...
Не топтать-то ведь младых детенышей,
А змее не летать да на святую Русь,
Не полонить ей да людей русских.
Так он может достать без бою,
Без драки кровопролития.
В этой былине Добрыня не женат, а имя его матери Мальфа Тимофеевна. Из второй былины, где присутствуют жена Настасья и мать Офимья Олександровна, автор заимствовал мотив завета Добрыни, уезжающего на подвиги, ждать его шесть лет, а потом выйти замуж, только не за Алешу. Наконец, из последней былины взято, по существу, только имя «ставщицы да ожеленщицы», колдуньи, жившей в Киеве. В былине Добрыня приходит к ней за своей стрелой, ненароком залетевшей в сад. Маринка обращает его в жабу, затем в кобеля, затем в тура и освобождает только принудив богатыря дать клятву жениться на ней. Добрыня сдерживает клятву, но наутро срубает жене голову. Объединив различные сюжетные линии, частично изменив как события, так и их мотивировки, Гречанинов сжал до предела действие, в былинах традиционно растянутое, уложив его в четыре картины, события в которых происходят на протяжении шести лет.
Опера создавалась долго. Лишь в 1901 году была поставлена последняя точка в партитуре, посвященной жене, Вере Ивановне Гречаниновой. Премьеры оперы пришлось ждать еще два года. Она состоялась 14 (27) октября 1903 года в московском Большом театре.
Музыка
«Добрыня Никитич» не отличается самостоятельностью стиля. При явном стремлении автора опереться на традиции русской эпической оперы — «Руслана и Людмилы» и «Князя Игоря» — отчетливы влияния не только Глинки и Бородина, но и Чайковского и Римского-Корсакова, в частности оперы-былины «Садко». Образная сфера оперы делится на русскую народную и фантастическую, причем первая решена в романсово-лирическом плане.
Это относится и к единственному номеру оперы, сохранившему популярность до наших дней — второй песне Алеши из I акта «Расцветали в поле цветики, расцветали дни весенние» с широкой распевной мелодией и аккомпанементом, имитирующим звучание гуслей.
Л. Михеева