Leo Ginsburg
Рано началась артистическая деятельность Лео Гинзбурга. Обучаясь в фортепианном классе Нижегородского музыкального училища у Н. Полуэктовой (окончил в 1919 году), он стал участников оркестра нижегородского Союза оркестровых музыкантов, где играл на ударных инструментах, валторне и виолончели. На некоторое время Гинзбург, правда, «изменил» музыке и получил специальность инженера-химика в Московском высшем техническом училище (1922). Однако уже вскоре он окончательно понимает, в чем его настоящее призвание. Гинзбург поступает на дирижерский факультет Московской консерватории, занимается под руководством Н. Малько, К. Сараджева и Н. Голованова.
В марте 1928 года состоялся выпускной концерт молодого дирижера; под его управлением оркестр Большого театра исполнил Шестую симфонию Чайковского и «Петрушку» Стравинского. После зачисления в аспирантуру Гинзбург был командирован Наркомпросом, Большим театром и консерваторией в Германию для дальнейшего совершенствования. Там он окончил (1930) отделение радио и акустики Берлинской Высшей музыкальной школы, а в 1930—1931 гг. прошел дирижерский курс Г. Шерхена. После этого советский музыкант стажировался в берлинских оперных театрах у Л. Блеха и О. Клемперера.
Возвратившись на родину, Гинзбург начал активную самостоятельную творческую деятельность. С 1932 года он работает дирижером на Всесоюзном радио, а в 1940—1941 гг. — дирижером Государственного симфонического оркестра Союза ССР. Гинзбург сыграл важную роль в распространении оркестровой культуры в нашей стране. В 30-е годы он организовал симфонические коллективы в Минске и Сталинграде, а после войны — в Баку и Хабаровске. Несколько лет (1945—1948) под его руководством работал симфонический оркестр Азербайджанской ССР. В 1944—1945 гг. Гинзбург принял также участие в организации Новосибирского театра оперы и балета и вел здесь многие спектакли. В послевоенный период он возглавлял Московский областной оркестр (1950—1954). Наконец, значительное место в исполнительской практике дирижера занимает гастрольная деятельность в подавляющем большинстве культурных центров страны.
«Исполнитель большого масштаба, особенно тяготеющий к крупным формам ораториального типа, блестящий знаток оркестра, Л. Гинзбург обладает необычайно острым чувством музыкальной формы, ярким темпераментом,— пишет его ученик К. Иванов. В обширном и разнообразном репертуаре дирижера широко представлено творчество русских классиков (Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Глазунов). Наиболее ярко дарование Л. Гинзбурга раскрылось в исполнении западных классических произведений (Моцарт, Бетховен и, особенно, Брамс). Видное место в его исполнительской деятельности занимает творчество советских композиторов. Ему принадлежат первые исполнения многих произведений советской музыки. Немало сил и времени уделяет Л. Гинзбург работе с молодыми авторами, чьи сочинения он исполняет». Под управлением Гинзбурга впервые прозвучали сочинения Н. Мясковского (Тринадцатая и Пятнадцатая симфонии), А. Хачатуряна (Концерт для фортепиано с оркестром), К. Караева (Вторая симфония), Д. Кабалевского и других.
Особо следует подчеркнуть заслуги профессора Л. Гинзбурга в воспитании дирижерской смены. В 1940 году он стал заведующим кафедрой дирижирования Московской консерватории. Среди его учеников — К. Иванов, М. Малунцян, В. Дударова, А. Стасевич, В. Дубровский, Ф. Мансуров, К. Абдуллаев, Г. Черкасов, А. Шерешевский, Д. Тюлин, В. Есипов и многие другие. Кроме того, у Гинзбурга учились молодые болгарские, румынские, вьетнамские, чешские дирижеры.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969