Лео Морицевич Гинзбург

Leo Ginsburg

Дата рождения
1901
Дата смерти
1979
Профессия
Страна
СССР

Рано началась артистическая деятельность Лео Гинзбурга. Обучаясь в фортепианном классе Нижегородского музыкального училища у Н. Полуэктовой (окончил в 1919 году), он стал участников оркестра нижегородского Союза оркестровых музыкантов, где играл на ударных инструментах, валторне и виолончели. На некоторое время Гинзбург, правда, «изменил» музыке и получил специальность инженера-химика в Московском высшем техническом училище (1922). Однако уже вскоре он окончательно понимает, в чем его настоящее призвание. Гинзбург поступает на дирижерский факультет Московской консерватории, занимается под руководством Н. Малько, К. Сараджева и Н. Голованова.

В марте 1928 года состоялся выпускной концерт молодого дирижера; под его управлением оркестр Большого театра исполнил Шестую симфонию Чайковского и «Петрушку» Стравинского. После зачисления в аспирантуру Гинзбург был командирован Наркомпросом, Большим театром и консерваторией в Германию для дальнейшего совершенствования. Там он окончил (1930) отделение радио и акустики Берлинской Высшей музыкальной школы, а в 1930—1931 гг. прошел дирижерский курс Г. Шерхена. После этого советский музыкант стажировался в берлинских оперных театрах у Л. Блеха и О. Клемперера.

Возвратившись на родину, Гинзбург начал активную самостоятельную творческую деятельность. С 1932 года он работает дирижером на Всесоюзном радио, а в 1940—1941 гг. — дирижером Государственного симфонического оркестра Союза ССР. Гинзбург сыграл важную роль в распространении оркестровой культуры в нашей стране. В 30-е годы он организовал симфонические коллективы в Минске и Сталинграде, а после войны — в Баку и Хабаровске. Несколько лет (1945—1948) под его руководством работал симфонический оркестр Азербайджанской ССР. В 1944—1945 гг. Гинзбург принял также участие в организации Новосибирского театра оперы и балета и вел здесь многие спектакли. В послевоенный период он возглавлял Московский областной оркестр (1950—1954). Наконец, значительное место в исполнительской практике дирижера занимает гастрольная деятельность в подавляющем большинстве культурных центров страны.

«Исполнитель большого масштаба, особенно тяготеющий к крупным формам ораториального типа, блестящий знаток оркестра, Л. Гинзбург обладает необычайно острым чувством музыкальной формы, ярким темпераментом,— пишет его ученик К. Иванов. В обширном и разнообразном репертуаре дирижера широко представлено творчество русских классиков (Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Глазунов). Наиболее ярко дарование Л. Гинзбурга раскрылось в исполнении западных классических произведений (Моцарт, Бетховен и, особенно, Брамс). Видное место в его исполнительской деятельности занимает творчество советских композиторов. Ему принадлежат первые исполнения многих произведений советской музыки. Немало сил и времени уделяет Л. Гинзбург работе с молодыми авторами, чьи сочинения он исполняет». Под управлением Гинзбурга впервые прозвучали сочинения Н. Мясковского (Тринадцатая и Пятнадцатая симфонии), А. Хачатуряна (Концерт для фортепиано с оркестром), К. Караева (Вторая симфония), Д. Кабалевского и других.

Особо следует подчеркнуть заслуги профессора Л. Гинзбурга в воспитании дирижерской смены. В 1940 году он стал заведующим кафедрой дирижирования Московской консерватории. Среди его учеников — К. Иванов, М. Малунцян, В. Дударова, А. Стасевич, В. Дубровский, Ф. Мансуров, К. Абдуллаев, Г. Черкасов, А. Шерешевский, Д. Тюлин, В. Есипов и многие другие. Кроме того, у Гинзбурга учились молодые болгарские, румынские, вьетнамские, чешские дирижеры.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Джон Кулидж Адамс Композиторы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Рудольф Фримль Композиторы
Юджин Гуссенс Композиторы
Отторино Респиги Композиторы
Барри Коски Музыкальные и театральные деятели
Жан Жак Руссо Композиторы

Реклама