Аурелиано Пертиле (итал. Aureliano Pertile; 9 ноября 1885, Монтаньяна — 11 января 1952, Милан) — итальянский оперный певец (тенор).
Этого итальянского певца именовали преемником великого Энрико Карузо, перед ним преклонялась публика, его высоко ценили Марио дель Монако, Артуро Тосканини, а Пласидо Доминго назвал Пертиле единственным из великих теноров прошлого, чей стиль был бы уместен в современном оперном искусстве.
Родина Аурелиано Пертиле — Монтаньяна, небольшой городок, расположенный в области Венето. Отец его был сапожником, семья жила бедно, и когда в подростковом возрасте у Аурелиано проявился талант к пению, родители не смогли оплачивать ему уроки вокала. Впрочем, это его не остановило: Аурелиано устроился на работу помощником ювелира, и этот заработок позволил ему платить за обучение. Некоторое время он обучался в Падуе у Витторио Орефиче, а позднее отправился в Милан, где стал учеником Манлио Баваньоли.
Оперный дебют Пертиле состоялся в 1911 году — он исполнил в Виченце в Teatro Eretenio партию Лионеля в опере Фридриха фон Флотова «Марта». После успешного дебюта на протяжении пяти лет исполнитель выступал в разных театрах — «Дель Верме» в Милане, «Сан-Карло» в Неаполе. Пел он и в Парме, и в Болонье. И вот, наконец, дебют в «Ла Скала» — это произошло в 1916 году. Первой партией, исполненной им в этом прославленном театре, стал Паоло в опере Риккардо Дзандонаи «Франческа да Римини», но истинный «звездный час» настал для певца чуть позже, когда он исполнил партию Фауста в опере «Мефистофель» Арриго Бойто. Этим спектаклем дирижировал Артуро Тосканини — и с тех пор великий дирижер считал Аурелиано Пертиле лучшим тенором, а певца называли не иначе как «тенор Тосканини».
С этого времени репертуар певца регулярно пополнялся новыми партиями: заглавные роли в «Лоэнгрине» Рихарда Вагнера и «Вертере» Жюля Массне, ведущие партии в операх Джузеппе Верди — Герцог в «Риголетто», Манрико в «Трубадуре».
В «Ла Скала» Пертиле пел до 1937 года, но гастролировал он и в других театрах. Например, в 1916 году он выступил в аргентинском театре «Колон». В декабре 1921 года состоялся его дебют в Метрополитен-опера — он пел Каварадосси. За этой ролью последовали другие: де Грие в «Манон Леско», Радамес в «Аиде», Турриду в «Сельской чести», Жюльен в «Луизе» Марка-Антуана Шарпантье. В Нью-Йорке Пертиле выступил и в русское опере — он исполнил партию Самозванца в «Борисе Годунове». Заглавную роль в том спектакле исполнял Федор Иванович Шаляпин. Можно с уверенностью сказать, что оба артиста были достойны друг друга: подобно Шаляпину, Пертиле прославился не только как обладатель прекрасного голоса, но и как певец-актер. В Америке Пертиле пел не только в Нью-Йорке — в Филадельфии он исполнял партию Канио в «Паяцах».
В том же году, когда Пертиле впервые выступил в США, ушел из жизни Энрико Карузо — тенор, который с 1903 года был ведущим солистом Метрополитен-опера и неизменно открывал сезоны. Кто же мог стать его преемником? Этот вопрос волновал и музыкальных критиков, и любителей оперы. Претендентов было четверо. Наряду с Аурелиано Пертиле на роль ведущего тенора Метрополитен-опера прочили еще двоих выходцев из Италии — Беньямино Джильи, Джованни Мартинелли, четвертым претендентом был испанский певец Мигель Флета. В конечном итоге, первенство осталось за Джильи, Пертиле же возвратился в Италию, где продолжилась его блестящая карьера в «Ла Скала».
В Италии в то время — как, впрочем, и всегда — не было недостатка в замечательных тенорах, но Пертиле выделялся даже на этом фоне. Его голос — лирико-драматический тенор — был и красивым, и насыщенным. Певец обладал широким диапазоном, особое впечатление производили на публику необычайно яркие верхние ноты. Блестящие вокальные данные сочетались с эмоциональностью исполнения и актерским мастерством. Кроме того, артист обладал феноменальной памятью — за семь лет, с 1921 года по 1927, он подготовил свыше четырех десятков оперных партий, среди которых — Эдгар в «Лючии ди Ламмермур», заглавная роль в «Андре Шенье» Умберто Джордано, Хозе в «Кармен» Жоржа Бизе, Ричард в «Бале-маскараде» и Альваро в «Силе судьбы» Джузеппе Верди. Его выступления неизменно имели успех у публики. Однако, достигнув вершин славы, Пертиле никогда не страдал тем, что в народе называют «звездной болезнью»: по отношению к коллегам он всегда был вежлив, добр, внимателен и прост в общении.
Выступления Аурелиано Пертиле не ограничивались Италией. Так, он дважды гастролировал в Великобритании, где пел в лондонском театре «Ковент-Гарден» — в сезоне 1928–1929, а также в 1931 году. И всё же большая часть его сценической жизни проходила в «Ла Скала». Наряду с упоминавшимися уже партиями здесь он пел Вальтера в «Нюрнбергских мейстерзингерах» Рихарда Вагнера и Фернандо в «Фаворитке» Гаэтано Доницетти». Пел он и в операх композиторов-современников — например, в «Потонувшем колоколе» Отторино Респиги, а в 1935 году участвовал в премьере оперы Масканьи «Нерон».
Последнее сценическое выступление Пертиле состоялось в 1946 году — это была опера «Паяцы». В последующие годы певец занимался преподаванием.
Аурелиано Пертиле ушел из жизни в 1952 году в Милане.