Opéra de Monte-Carlo
Благодаря дальновидности принца Карла III Монако в 1850-е годы превратилось в средоточие мирового богатства и знаменитостей. Этому способствовало географическое положение княжества, его политический и финансовый статус. Принц Карл воспользовался теми преимуществами, которые дало проведение сюда железной дороги, значительно упростившее связь с Италией и Францией. Великолепный климат привлекал сюда жителей Северной Европы. Ореол сказочности окружал — да и продолжает окружать — это одно из самых маленьких государств Европы.
Эта сказочность нашла воплощение и в облике великолепного оперного театра Монте-Карло. Автор его архитектурного проекта Шарль Гарнье незадолго до этого закончил строительство «Гранд-Опера» в Париже.
Оперный театр Монте-Карло стоит на берегу Средиземного моря, он соединён с казино фойе из красного мрамора. Возведение здания заняло всего шесть месяцев. На его строительстве работало 400 итальянских мастеров. В результате получился чрезвычайно прихотливый фасад в стиле Второй Империи с необычайно богато декорированными башнями и скульптурами, авторами которых были Густав Доре и Сара Бернар.
Открытие театра «Зал Гарнье», по аналогии с «Гранд-Опера» в Париже, которая называется «Палас (дворец) Гарнье», состоялось 25 января 1879 года представлением, включавшим в себя балет, инструментальную музыку, оперу и художественное чтение Сары Бернар. Это положило начало традиции давать на сцене этого театра представления разных жанров.
Первая опера (комическая: часто считается опереттой) — «Шевалье Гастон» Жана Планкетта — была показана две недели спустя. В 1880-е годы Опера Монте-Карло достигла мирового уровня благодаря соединению усилий американки, любительницы оперного искусства Алисы Хейн, жены Альберта I, и энергичного и темпераментного Рауля Гюнсбурга, назначенного на должность директора.
За более чем 120 лет существования театра на его сцене состоялось более 80 мировых оперных премьер, среди которых «Ласточка» Дж. Пуччини, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Гульда» и «Гизелла» С. Франка, «Деянира» Сен-Санса.
А. Майкапар