«Четыре испанские пьесы» (исп. Cuatro piezas españolas) — фортепианный цикл испанского композитора Мануэля де Фальи (1906-09).
Испанский композитор Мануэль де Фалья не так много внимания уделил малым формам, но то, что написано им в этой области, отличается исключительным совершенством. Блестящее тому подтверждение – фортепианный цикл «Испанские пьесы». Это произведение во многом перекликается с сочинением его старшего современника и соотечественника Исаака Альбениса – циклом «Иберия», однако последний состоит из четырех тетрадей, каждая из которых содержит по три миниатюры, а цикл де Фальи состоит всего из четырех пьес, но каждая из них представляется настолько широко развернутой, что назвать эти пьесы миниатюрами можно лишь с большой долей условности.
К работе над «Испанскими пьесами» композитор приступил еще на родине, а завершены они были уже в Париже. К тому времени уже была написана опера «Короткая жизнь», с которой был связан первый успех де Фальи. Как и в опере, в «Испанских пьесах» композитор опирался на фольклорные интонации, но в подходе к ним в фортепианном цикле уже меньше эмоциональной непосредственности, чем в опере – композитор перерабатывает их с большей рациональностью. Это не вызывает удивления – ведь де Фалья всегда стремился к освоению новых горизонтов, не повторяя ни своих достижений, ни чужих.
При всем сходстве с «Иберией» в «Испанских пьесах» можно наблюдать принципиально иной подход к интонациям испанского фольклора, нежели у Альбениса. Если Исаак Альбенис сосредоточил внимание на иберийской музыке, то «география» цикла де Фальи более широка – каждая из четырех пьес посвящена одной из областей Испании (Арагону, Андалусии и другим). Пьесы основываются на испанских танцевальных ритмах, что придает им национальную характерность, но им не свойственно то декоративное подчеркивание характерных особенностей испанской музыки, за которым закрепилось ироническое наименование «испанистость». Нет в «Испанских пьесах» и пышной концертной виртуозности, но тембровые возможности фортепиано композитор использовал с большой изысканностью.
Открывается цикл пьесой под названием «Арагонеза» («Арагонская»). Ее стремительный темп сочетается с размером 3/8. Первую тему композитор снабдил ремаркой «con brio», что означает «с огнем» – и действительно, эта страстная мелодия исполнена пламенных эмоций. Вторая тема – Tranquillo – более спокойна. В «Арагонезе» отчетливо проявилось влияние Исаака Альбениса. Известно изречение этого испанского композитора: «Я мавр, мне нужно заполнить нотами каждое остающееся место», – говоря об этом, Альбенис подразумевал многочисленные элементы фортепианной фактуры, которые действительно вызывают ассоциацию с причудливыми арабесками, орнаментами, характерными для мавританского искусства. Такая же насыщенность фортепианной фактуры многочисленными подголосками и другими полифоническими элементами наблюдается и у Мануэля де Фальи – в частности, в «Арагонезе». В последующие годы он пришел к более сдержанной и прозрачной фактуре, несколько напоминающей творения Мориса Равеля, но в «Испанских пьесах» он еще следовал путем, проложенным Альбенисом, который, в свою очередь, испытал влияние музыки Ференца Листа.
Вторая пьеса носит название «Кубана». Это наиболее спокойная и созерцательная часть цикла, она поражает своей поэтичностью. Остинатная ритмическая фигура, состоящая из триоли, изложенной шестнадцатыми, и восьмой, создает впечатление убаюкивающего «покачивания», на этом фоне разворачивается плавная мелодия с мягкими очертаниями. Ей контрастируют синкопированные ритмы среднего раздела, которые становятся еще более острыми благодаря сопоставлению двух метрических размеров – 6/8 и 3/4. Композитор то чередует их, то использует одновременно (партия правой руки написана в размере 3/4, а левой – 6/8).
Третья пьеса – «Монтаньеза» – имеет и другое заглавие, «Пейзаж». Но это не тот пейзаж с лимонными рощами и яркими красками, который обычно представляется иностранцам, когда речь заходит об Испании, а суровый горный пейзаж Галисии. Нечто древнее слышится в строгой диатонике трихордовой попевки. Такой же суровый колорит отличает и гармонию пьесы. В отличие от других «Испанских пьес», в «Монтаньзе» не подчеркивается танцевальное начало.
Завершает цикл пьеса «Андалуза» – вероятно, наиболее близкая композитору (ведь он был выходцем из Андалусии). Мелодия ее энергична и размашиста, а типичные кадансовые формулы напоминают гитарные наигрыши (хотя к прямой имитации приемов игры на этом инструменте композитор не прибегает). Во втором разделе мелодия украшается музыкальными орнаментами.
«Испанские пьесы» Мануэля де Фальи – произведение, раскрывшее черты национального характера без подчеркнутой декоративности, но с исключительной самобытностью.