«На конец времени» (фр. Quatuor pour la fin du Temps) — квартет для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано в восьми частях Оливье Мессиана (1941).
«В жизни всегда есть место подвигу», – эти слова Максима Горького не раз находили подтверждение в судьбах людей разных стран, народов и профессий. Мы расскажем о подвиге французского композитора Оливье Мессиана и его товарищей-музыкантов, который связан с созданием квартета «На конец времен».
1939 год. Оливье Мессиан – уже небезызвестный музыкант, органист Церкви св. Троицы в Париже. Недавно он завершил одно из своих произведений духовного содержания – «Тела нетленные»… но грозные события эпохи внезапно изменили его жизнь, как и судьбу многих его современников: началась Вторая мировая война, и Мессиан был призван в армию. Среди его товарищей были и другие музыканты: Анри Акока – виолончелист, Жан ле Булер – кларнетист, Этьен Паскье – скрипач. В суровое военное время композитор находил утешение не только в общении с друзьями-музыкантами, но и в том, что было близко и дорого ему всегда: в христианской вере и в пении птиц. Каждое утро он очень рано будил своих товарищей, и они вместе слушали птичье пение. Для Мессиана оно – как всегда – стало источников вдохновения: он создал пьесу для кларнета под названием «Пение птиц».
Но Мессиану и его друзьям было уготовано судьбой новое испытание: когда под Верденом французская армия потерпела поражение, они попали в плен. И вот – лагерь военнопленных Шталаг VIII A в Силезии, недалеко от Герлица… Сказать, что жизнь узников была тяжелой – значит, ничего не сказать, и тяжесть их положения усугубляла холодная зима 1941 г. «Конец времени» – это была самая естественная ассоциация, которую могли вызывать подобные обстоятельства. Мессиан – глубоко верующий христианин – не мог не вспомнить строки из Откровения св. Иоанна Богослова: «И видел я Ангела сильного, сходящего с неба… и стоя ногами на море и на земле, он протянул руку к небу и клялся живущим во веки веков, говоря: времени уже не будет».
Этот образ становится исходной точкой творческого замысла. Рождается произведение, которое Мессиан, по его признанию, создавал в стремлении «уйти от снега, от войны, от плена, от самого себя». Записать его композитор смог только благодаря счастливому случаю – среди немецких офицеров был страстный любитель музыки, и он обеспечил Мессиана бумагой и карандашом. Инструменты выбирать не приходилось – композитор мог задействовать тех музыкантов, которые были в лагере вместе с ним, и этим объясняется необычный исполнительский состав.
Но если состав квартета «На конец времен» зависел от условий его создания, то другие особенности произведения определялись исключительно образным содержанием – композитор не обратился к традиционному четырехчастному или трехчастному циклу, квартет состоит из восьми частей, одной из которых стала «Бездна птиц».
Начинается произведение «Литургией кристалла», поражающей холодной возвышенностью, создаваемой необычной техникой: особое наложение педальных голосов, изысканный ритм виолончельной партии, игра «вращающихся» аккордовых обращений у фортепиано. Во второй части – «Вокализ для ангела», важную роль играет кларнет, в партии которого настойчивые трели сменяются патетическим «высказыванием», но в среднем разделе он не участвует вообще – собственно «вокализ» исполняют в двухоктавный унисон виолончель и скрипка с сурдиной.
В третьей части – «Бездне птиц» – созданной раньше других в качестве сольной кларнетовой пьесы, сохранено первоначальное изложение: никакие инструменты, кроме кларнета, здесь не участвуют. Она имеет трехчастную форму. Медленные, печальные крайние части представляют «бездну времени», средний раздел исполнен пассажей и фиоритур, исполнять которые композитор требует «солнечно, как птица».
В четвертой части – «Интермеццо» – фортепиано не участвует. Напористая первая тема неуклонно стремится вверх, несмотря на бурные «обрушения». Ей контрастирует лирическая тема, подвергаемая варьированию. Следующая часть – «Хвала предвечности Иисуса» – медленная, но экстатичная виолончельная «ария» с фортепианным сопровождением. В шестой части – «Танец ярости для семи труб» – главную образную функцию выполняет ритм – оживленный, но твердый.
Форму седьмой части – «Хаос радуг» – композитор определил как вариации на одну тему, разделенные развитием другой. Первая тема – «тема радуги» – лирична и созерцательна, ее играет виолончель, сопровождаемая фортепиано, вторая тема заимствована из «Вокализа». Появляется и третья тема, интонационно связанная с предшествующей частью.
Восьмая часть – «Хвала бессмертию Иисуса» – позаимствована из более раннего произведения, «Диптиха» для органа. Это выразительная «ария», исполняемая скрипкой и фортепиано.
Итак, квартет был написан… но был ли он представлен публике? Музыкальные инструменты были предоставлены в распоряжение Мессиана и его друзей – разумеется, не лучшие, но все-таки они были. И вот в январе 1941 г. – в лютый мороз, на неисправных инструментах – впервые прозвучал квартет «На конец времени» в исполнении Жана ле Булера, Этьена Паскье, Анри Акока, а фортепианную партию исполнил сам Мессиан. Первыми слушателями квартета стали военнопленные. «Никогда меня не слушали с таким вниманием и пониманием», – вспоминал композитор.