Cantata BWV 21
Ich hatte viel Bekümmernis
Состав исполнителей: сопрано, тенор, бас, хор, оркестр, орган.
История создания
Существует предположение, что первый вариант кантаты был написан в 1713 году. В декабре Бах принял участие в испытаниях на должность органиста и руководителя городского хора Веймара. Возможно, что именно там и был исполнен первоначальный вариант кантаты. Бах был утвержден в должности, но после долгих колебаний так ее и не принял. Быть может, все это было лишь тактическим ходом, направленным на то, чтобы герцог Веймарский, в капелле которого композитор служил с 1708 года органистом и камерным музыкантом, повысил его статус и, соответственно, жалование (ход этот увенчался успехом).
В 1714 году 29-летний Бах, уже завоевавший огромный авторитет, получил титул концертмейстера придворной капеллы герцога Вильгельма Эрнста Веймарского. Именно с этого времени основное место в его творчестве занимает жанр духовной кантаты. В его обязанности входит написание новой духовной кантаты к каждому четвертому воскресенью месяца. Начиная с марта 1714-го до конца 1717 года Бах написал приблизительно 35 таких кантат. Не все дошли до нашего времени. Одной из первых, сочиненных в Веймаре, стала кантата «Я много горя претерпел», созданная в основном на стихи любимого им поэта Саломо Франка (1659—1702), творчество которого сочетало черты мистики и живую поэзию природы. Как и в других сочинениях этого жанра, были использованы библейские тексты: отдельные строфы псалмов, Откровения Иоанна Богослова. В № 9 включена строфа из духовной песни Георга Ноймарка (1621—1681). Первое исполнение окончательного варианта кантаты, получившей позднее в полном каталоге баховских сочинений №21 состоялось 17 июня 1714 года под управлением автора.
Музыка
Кантата, состоящая из 11 номеров, делится на две части. Первая исполнялась до проповеди, вторая — после нее. Общий скорбный характер сближает ее с ранее написанной кантатой №106.
Первая часть открывается оркестровой симфонией, в которой пленяет трогательный диалог гобоя и скрипки. №2 — хор «Я много горя претерпел» (псалом 94,19) использует тему одной из органных фуг Баха и отличается возвышенно-скорбным характером. Ария сопрано «Вздохи, слезы, трепет, горе» (№3, текст Франка) — жалобная, основанная на интонации вздоха. В медленной, выразительной арии тенора «Ручьи соленых слез» (№5, текст Франка) при словах «буря и волны» сжато и ярко изображена буря. Заключает часть хор «Что печалит тебя, душа моя» (№6, псалом 41,12. Русский канонический текст: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?»). Во второй части драматическим характером выделяется дуэт сопрано и баса «Приди, мой Иисус, утешь меня» (№8, текст Франка). Прекрасный хор «Успокойся, душа моя» (№9, текст составлен из псалма 116,7 и строфы Ноймарка) знаменует перелом настроения от скорби к просветлению, успокоению. Завершает кантату хор «Агнец закланный» (№11, Откровение, 5,12 — 13) с радостными юбиляциями «Аллилуйя» в заключении.
Л. Михеева