Анри Дютийё (фр. Henri Dutilleux; 22 января 1916, Анже — 22 мая 2013, Париж) — французский композитор.
Анри Дютийе стоит особняком среди композиторов ХХ столетия. Современник Пьера Булеза, Карлхайнца Штокхаузена и других авангардистов, он опирался в своем творчестве на традиции конца XIX – начала XX вв., но его музыка при этом вовсе не выглядела «устаревшей». Опираясь на классические традиции, он интерпретировал их по-новому, создавая глубоко самобытные произведения.
Анри Дютийе появился на свет во время Первой мировой войны, его самые ранние воспоминания связаны с картинами разрушений в родном городе Дуэ. Но сильнее послевоенных тягот была любовь к искусству – семейная традиция Дютийе. Отец будущего композитора был скрипачом, мать – пианисткой, и обстановка в семье благоприятствовала развитию таланта. С восьмилетнего возраста Анри, обучаясь в лицее, одновременно учился в консерватории Дуэ, а в шестнадцать лет поступил в консерваторию в Париже, где обучался у Анри Бюссе. Не ограничиваясь академическими занятиями, Дютийе самостоятельно знакомился с партитурами сочинений Игоря Федоровича Стравинского, Альбера Русселя и Белы Бартока. В юношеских сочинениях композитора проявилось влияние Мориса Равеля и Клода Дебюсси. За одно из ранних произведений – кантату «Царское кольцо» – он получил Римскую премию и в 1939 г. отправился в Рим, но вскоре был вынужден вернуться во Францию из-за обострившейся политической обстановки.
В последующие годы Дютийе сблизился с Андре Жоливе и Роже Дезормьером. Под их влиянием он критически оценил свои ранние сочинения, многие из них уничтожил. Теперь он стремился не к красочной импрессионистской фактуре, а к мелодической насыщенности. Преодоление влияния Дебюсси («ошибок дебюссизма», как говорил Дютийе) очевидно в сочинениях, созданных в начале ХХ столетия – в оркестровых пьесах («Фантастический танец», «Сарабанда»), в вокальном цикле «Четыре мелодии».
С 1943 г. Дютийе работал на радио, создавая музыку к радиопостановкам, а в конце 1940-х гг. он написал немало музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам. Первый значительный успех принесла ему Соната для фортепиано, над которой композитор работал в течение двух лет и завершил в 1948 г. Европейскую известность принесла ему Первая симфония, созданная в 1951 г. В 1953 г. он написал музыку для балета Ролана Пети «Волк». Музыка балета, насыщенная лирическими мелодиями, объединенная сквозными темами, воспринимается как самостоятельное симфоническое произведение.
Ориентируясь на классические формы, Дютийе интересовался новыми веяниями. Так, после первого концерта конкретной музыки он с восторгом писал о «неслыханных возможностях», которые открываются благодаря трансформации звуковой материи в лабораториях. Свою позицию по отношению к музыкальному авангарду композитор весьма ясно сформулировал, выступая на Международной конференции композиторов в Канаде, состоявшейся в 1960 г. Отмечая, что многие композиторы «не обладают характером, свойственным Штокхаузену», он определенно причислял к таковым себя, но признавал, что эксперименты авангардистов являются для него своеобразным стимулом: «Музыка, которую я написал, не была бы такой же, если бы я их не знал», – утверждал композитор.
Самой тревожной тенденцией в искусстве своего времени он считал «стандартизацию» музыкального языка, утрату национальной специфики. В своем творчестве Дютийе всегда сохранял независимость, не принимая безоговорочно ни серийную технику, ни идеи Оливье Мессиана и Андре Жоливе: «Я решительно отвергаю принадлежность к группировкам, смехотворно множащимся в наши дни, – говорил композитор. – Я музыкант, вот и все».
К числу наиболее значительных сочинений 1950-х гг. относятся Три романса на стихи Жана Кассу из «33 сонетов, сочиненных в камере», а также Симфония № 2, созданная в 1959 г. в честь юбилея Бостонского симфонического оркестра. Она имеет программное название «Двойник». Создав две симфонии, композитор констатировал, что многие современники отказываются признавать их симфониями – настолько он отошел от традиций жанра, и следующее его симфоническое сочинение, о котором он первоначально задумывался как о Третьей симфонии, получило заглавие «Метаболы». Это произведение Дютийе создал в 1965 г. к юбилею Кливлендского симфонического оркестра по заказу дирижера Джорджа Селла.
В 1967 г., когда отмечалось столетие со дня смерти поэта Шарля Бодлера, Дютийе намеревался написать балет по его поэтическому сборнику «Цветы зла». Замысел не был осуществлен, но музыкальный материал вошел в Концерт для виолончели с оркестром, завершенный в 1970 г. В последующие годы рождается множество камерно-инструментальных сочинений: фортепианные прелюдии «Из света» и «Из темноты и молчания», струнный квартет «Итак, ночь» и другие. В конце 1970-х композитор создал оркестровое сочинение «Тембры, пространство, движение» по картине Ван Гога «Звездная ночь». Одно из наиболее значительных сочинений 1980-х гг. – концерт для струнного оркестра «Мгновения». Среди сочинений 1990-х гг. – «Les Citations» для клавесина, гобоя, контрабаса и ударных, «Тени времени» для детского хора с оркестром.
В 2008 г. Анри Дютийе посетил Россию. В нашей стране он бывал и раньше, но впервые в нашей стране состоялся его авторский концерт. В числе его произведений, прозвучавших на фестивале «Звезды белых ночей», было необычное произведение – вокальный цикл «Переписка», текстами которого стали письма знаменитых людей, в том числе письмо А. И. Солженицына Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу.
Анри Дютийе умер в 2013 г. В одном из интервью, данных в последние годы жизни, он напутствовал молодых композиторов такими словами: «Рискуйте, не будьте скромниками. Единственное, о чем не приходится сожалеть в старости – это безумство».