Анри Дютийё. Соната для фортепиано

Композитор
Год создания
1947
Жанр
Страна
Франция
Анри Дютийё / Henri Dutilleux

Для французского композитора Анри Дютийё главным поприщем, на котором раскрылся его талант, стала инструментальная музыка, в том числе и камерная. Именно в этой области проявилась главная особенность его творчества: Дютийё никогда не стремился к радикальным экспериментам со звуковой материей (как, например, Карлхайнц Штокхзаузен или Пьер Булез), но, пользуясь традиционными средствами музыкальной выразительности, он преобразовывал классические музыкальные формы, создавая в их рамках нечто принципиально новое. Мы расскажем об одном из самых значительных камерно-инструментальных сочинений Анри Дютийё – о Сонате для фортепиано фа-диез минор.

Путь к созданию Сонаты был долгим и непростым – композитор работал над нею в течение двух лет, завершив сочинение в 1947 г. Впоследствии Дютийё утверждал, что мог бы обозначить это произведение как Op. 1, хотя к тому времени он был уже автором немалого количества сочинений, в том числе и камерно-инструментальных (например, Сонатины для флейты и фортепиано, в которой проявилось виртуозное владение композитора музыкальной формой – сонатная форма в одночастной Сонатине органично сочетается с очертаниями классического трехчастного цикла) – настолько значительным шагом представлялось ему создание Сонаты. Это свое творение композитор рассматривал впоследствии как «переходное», и такую оценку можно считать справедливой: именно в Фортепианной сонате впервые проявились те приемы музыкального развития и признаки стиля, которые впоследствии станут отличительной чертой крупных сочинений Дютийё (прежде всего, его симфоний). По словам композитора, именно после создания Сонаты он «начал различать в своем творчестве какие-то постоянные величины, силовые линии».

Соната для фортепиано фа-диез минор – это монументальное произведение, которому присущ подлинно симфонический размах. Фортепиано в интерпретации Анри Дютийё представляется подобием оркестра, богатого разнообразными тембрами – в звучании рояля слышатся то нежные переливы струнных и деревянных духовых, то грозные восклицания медных духовых, то колокольный перезвон. В форме каждой из трех частей произведения по-новому преломляются принципы формообразования, восходящие к доклассической эпохе – формирование тем по принципу развертывания интонационного ядра и использования общих форм музыкального движения.

В первой части – Allegro con moto – тематическое ядро представлено в первых тактах: на фоне глубоких, мягких басов разворачивается движение ровными мелкими длительностями (восьмыми) с выделением отдельных звуков. Из этого ядра вырастает главная партия, ладовая окраска которой характеризуется сочетанием мажора и минора. В дальнейшем музыкальном развитии, насыщенном приемами вариационности, интонации темы то рассеиваются в музыкальной ткани, то вновь сосредотачиваются в волнообразном «потоке». Тем не менее, форме Allegro con moto присущи черты сонатности, однако в репризе возвращается только главная партия – побочная в ней отсутствует.

Связь с традициями романтического пианизма, в целом очевидная в фа-диез-минорной Сонате Анри Дютийё, наиболее ярко проявляется во второй – медленной части. Примечательно ее название – Lied (жанровое обозначение немецкой песни). Мелодическая линия второй части очаровывает своей гибкостью и пластичностью. Ее сопровождают весьма терпкие, усложненные гармонии, тем не менее, тональная основа не утрачивается. Волны концентрации тематизма и его рассеивания как основной принцип развития применен композитором и во второй части, но проявляется он на другом уровне организации музыкального материала – в соотношении разделов и периодов, а не фраз и мотивов. В среднем разделе второй части возникает изысканная мелодическая фигурация.

Финал – Хорал с вариациями – это наиболее содержательная и впечатляющая часть Фортепианной сонаты. Оркестральность фортепианной фактуры достигает здесь такой степени, что в некоторых эпизодах композитору пришлось написать текст на четырех нотных станах (а не на двух, как это обычно делается в нотах для фортепиано). За величественной темой хорала следуют четыре вариации: первая – Vivace – c ее упругим ритмом непосредственно переходит в еще более подвижную вторую – Un poco più vivo. Третья вариация – Choral – по характеру близка к теме. Четвертая – Prestissimo – идет в вихревом токкатном движении.

Сонату для фортепиано фа-диез минор Анри Дютийё посвятил своей супруге – пианистке Женевьеве Жуа. Именно она стала первым интерпретатором произведения, представив ее парижской публике в апреле 1948 г. Соната, ставшая первым значительным композиторским успехом Дютийё, вошла в репертуар многих пианистов, и не только французских. Российскую публику впервые познакомила с этим произведением соотечественница композитора – пианистка Моника Брюшольри.

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Симфония No. 7 Симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама