Rudi van Dantzig
В августе в Нидерландах в узком семейном кругу отмечал свой семьдесят пятый день рождения Руди ван Данциг — знаменитый голландский хореограф. Но летом, как известно, театры закрывают сезоны, и официальные празднования юбилеев плавно перетекают на сентябрь. Национальный балет Нидерландов заготовил вечер-посвящение своему легендарному руководителю и хореографу: он составлен из балетных хитов ван Данцига. Программа стартовала 4 сентября, и сыграют ее до 18 сентября включительно — семь раз. Среди хитов — скандально известный балет ван Данцига «Памятник умершему мальчику», «Хинастера» на музыку аргентинца Альберто Хинастеры, «Вещи из прошлого» Шопена, а также «Седьмая симфония» Бетховена, поставленная близким другом и коллегой ван Данцига хореографом и дизайнером-авангардистом Тором ван Схайком (в 1965 году именно он, а не Нуреев, стал первым исполнителем главной роли в нашумевшем балете «Памятник умершему мальчику».
Этот именитый не только в балетном мире человек много лет назад ушел от дел и ведет тихую жизнь вдали от городской суеты. Революция, которую он совершил в хореографии, литературе и кино, — в далеком прошлом, хотя, как и всем балетным, ему приходилось до последнего времени просиживать часы в жюри престижных конкурсов (наверное, он был единственным, кто делал это не чтобы быть на виду и зарабатывать деньги, а из чувства долга перед молодым поколением). Ван Данциг приезжал и в Москву и отличился здесь тем, что решился противопоставить свое мнение всемогущему Григоровичу на его конкурсе (он категорически воспротивился решению жюри по поводу распределения наград молодым хореографам), а через год после конфликта он уже въезжал на золотой колеснице из «Дочери фараона» на сцену Большого, чтобы получить из рук Григоровича статуэтку Бенуа де ля Данс за служение искусству. Ван Данциг до последнего момента был уверен, что его позвали не для награждения, а только для театрального выхода, что он нужен лишь как свадебный генерал на чужом празднике. Просто он мало знал о местных нравах.
Руди ван Данциг родился в Амстердаме. К началу Второй мировой войны ему было всего шесть лет. Он рос вдали от родителей в зоне немецкой оккупации. Неожиданно для всей семьи захотел стать танцовщиком, и уже в 1952 году состоялся его дебют в труппе Сони Гаскелл, будущей основательницы Национального балета Нидерландов в Амстердаме. В 1955-м он дебютирует как хореограф, а в 1959-м — как соорганизатор Национального театра танца в Гааге. Ван Данциг сочинил более пятидесяти спектаклей: он не упустил ни одной более или менее чувственной партитуры, когда-либо написанной. Особенно ему нравились те, которые никогда бы не взял Баланчин, — вроде «Неоконченной симфонии» Шуберта. Он не любил абстрактной музыки, предпочитал композиции, несущие конкретные послания от композиторов, которые он — хореограф и танцовщик — просто обязан переписать на язык движения. Ван Данциг взял в работу столько неоднозначных партитур XIX века и настолько утвердил себя в праве первооткрывателя этой музыки для хореографии, что она почти приросла к его имени, как, скажем, «Серенада» Чайковского к Баланчину. На каком-нибудь концерте достаточно увидеть кусочек танца и услышать пару тактов музыки — сразу понимаешь, что это или ван Данциг, или его друг-двойник ван Схайк (с последним было особенно трудно разобраться, так как он то рисовал, то ставил сам, то помогал ставить Руди, то танцевал импровизации). Ван Данциг много экспериментировал с современной музыкой, интересовался новейшими партитурами голландских музыкантов-электронщиков.
Вызов ханжам он бросил очень рано, задолго до экстравагантных выходок Рудольфа Нуреева. В 1965 году он поставил автобиографический балет-воспоминание «Памятник умершему мальчику». Языком довольно откровенного танца (с катаниями по полу, нескромными поддержками) он рассказал абстрактную историю любви мальчика и солдата во время войны, которую потом изложит в романе и сценарии к фильму «В честь пропавшего солдата» (оригинальное название фильма — «Пропавший солдат», его снял в 1992 году Ролан Кербош). Делать такие признания было опасно даже в лояльных Нидерландах, но ван Данциг пошел на это не задумываясь и рутину взорвал. Так же, не задумываясь, он ушел со всех руководящих постов в голландском балете в 90-х, чтобы всерьез заняться литературой. Удивительный путь европейского интеллигента. Шум и ярость в молодости, и стоическое спокойствие и самодостаточность в старости, полной болезней и утрат. Известно, что Руди ван Данциг готовит к публикации очередной роман. Жаль только, что наши танцовщики так и не попробовали себя в его опусах, да и зрители российские мало знакомы с его творчеством, расцветавшим во времена, когда балет мало записывали.
Александра Германова