Поль Абрахам Дюка (фр. Paul Abraham Dukas; 1 октября 1865, Париж — 17 мая 1935, там же) — французский композитор, музыкальный писатель и педагог. Член Института Франции (1934).
«Вагнеризм, франкизм, дебюссизм отжили или отживают свой век, но Вагнер, Франк и Дебюсси остаются с нами. Другие музыкальные движения идут на смену. И, как кажется, смены эти происходят во всё ускоряющемся темпе», – так французский композитор Поль Абрахам Дюка охарактеризовал эпоху, в которую ему выпало жить и творить. Он много лет был одной из самых заметных фигур в музыкальном мире Франции, пользуясь авторитетом и как композитор, и как музыкальный педагог, и как критик. Его композиторское наследие не поражает объемом, но все, что создал Дюка, отмечено печатью вдохновения, а одно из его сочинений – скерцо «Ученик чародея» – известно даже далеким от академической музыки людям.
Поль Дюка появился на свет в Париже во франко-еврейской семье, он был вторым из троих детей состоятельного банковского служащего. Его мать была пианисткой, от нее Поль унаследовал музыкальную одаренность и благодаря этим обстоятельствам увлекся фортепианной игрой, но мать умерла, когда мальчику было пять лет. В последующие годы Поль брал уроки фортепианной игры, однако особых успехов не достиг, и никто не мог сказать, что он обладает ярким талантом. Все изменилось, когда Полю было четырнадцать лет: он серьезно заболел, и, выздоравливая, начал проводить время за сочинением музыки. По словам композитора, именно тогда он осознал себя музыкантом и по прошествии двух лет стал студентом Парижской консерватории. Он обучался искусству фортепианной игры у Жоржа Матиаса, гармонии у Теодора Дюбуа, композиции у Эрнеста Гиро. Соучеником Дюка был Клод Дебюсси – два композитора стали друзьями, и дружба их продолжалась до самой смерти Дебюсси.
Первыми крупными сочинениями Дюка стали увертюры (одна из них – «Король Лир» – долгое время считалась утраченной, и только в 1995 г. она была найдена и исполнена). Затем – в 1885–1886 гг. – он создал трехчастную Симфонию до-мажор, посвященную Полю Видалю, в которой проявилось влияние Сезара Франка. Пределом мечтаний молодого композитора в то время была Римская премия, в 1888 г. он надеялся получить ее, представив кантату «Велледа», однако занял лишь второе место. Не удостоившись главного приза, Дюка разочаровался в своих способностях и решил больше не создавать музыку.
Он покинул консерваторию, некоторое время служил в армии, затем задумался о карьере музыкального критика. Критические статьи он действительно начал писать и занимался этим много лет, но к сочинению музыки Дюка всё-таки вернулся, и вскоре к нему пришел первый успех – он был связан с исполнением его увертюры «Полиевкт» в 1892 г., она прозвучала в Париже под управлением Шарля Лемуре. В этом произведении, основанном на одноименной пьесе Корнеля, проявилось влияние Рихарда Вагнера. В том же году он обратил на себя внимание публики как музыкальный критик, написав статью о вагнеровском «Кольце нибелунга».
В те годы композитор создал немало произведений, но далеко не все из них сохранились: стремясь к совершенству, Дюка уничтожал сочинения, которыми не был удовлетворен в достаточной степени.
Истинным триумфом Поля Дюка обернулось создание оркестрового скерцо «Ученик чародея» по одноименной балладе Иоганна Вольфганга Гёте, написанного в 1897 г. Оно стало настолько популярным, что это даже раздражало композитора (он ведь не желал войти в историю как «автор одного сочинения»). Но, так или иначе, это скерцо, ставшее основой балета Михаила Михайловича Фокина, мультфильма компании «Уолт Дисней» и использованное в одноименном фильме Джона Тёртелтауба, и ныне остается самым известным творением Поля Дюка.
В начале ХХ столетия композитор создал два крупномасштабных и технически сложных фортепианных сочинения, одно из них – Соната – было написано в 1901 г., а другое – Вариации на тему Рамо – в 1902 г. В 1906 г. Дюка завершил оперу «Ариана и Синяя Борода» по пьесе Мориса Метерлинка, над которой начал работать еще в 1899 г. Можно сказать, что опера, впервые поставленная в 1907 г. в Париже, имела успех, но гораздо больше внимания привлекла парижская премьера «Саломеи» Рихарда Штрауса. Опера Дюка в последующие годы была поставлена в Вене, Милане, Нью-Йорке, Лондоне, но прочного места в репертуаре не заняла нигде и вскоре сошла со сцены. Следующая постановка состоялась лишь в 1990 г. в Париже.
Наряду с «Учеником чародея» большую известность приобрела хореографическая поэма «Пери», которую Дюка написал в 1912 г. для известной русской балерины Натальи Владимировны Трухановой, с 1904 г. жившей в Париже. В 1913 г. он стал профессором инструментовки в Парижской консерватории. С этого времени он занимался в основном музыкально-критической и преподавательской деятельностью, не создавая крупных сочинений. В 1927 г. он стал профессором композиции, среди его учеников – Оливье Мессиан, Жан Ланглен, Юлиан Крейн, Любомир Пипков, Си Син-хай.
Поль Дюка скончался в Париже в 1935 г.
B 1882-88 учился в Парижской консерватории y Ж. Mатьяса (класс фортепиано), Э. Гиро (класс композиции), 2-я Pимская премия за кантату «Bелледа» (1888). Уже первые его симфонические произведения — увертюра «Полиевкт» (по трагедии П. Корнеля, 1891), симфония (1896) вошли в репертуар ведущих французских оркестров. Mировую известность принесло композитору симфоническое скерцо «Ученик Чародея» (по балладе И. B. Гёте, 1897), блестящую оркестровку которого высоко оценил H. A. Pимский-Корсаков. Произведения 90-x гг., a также «Соната» (1900) и «Bариации, интермедия и финал» на тему Pамо (1903) для фортепиано в значительной степени свидетельствуют o влиянии творчества P. Bагнера, C. Франка.
Hовая веха в композиторском стиле Дюка — опера «Aриана и Cиняя борода» (по пьесе-сказке M. Mетерлинка, 1907), близкая импрессионистской манере, отличающаяся также стремлением к философским обобщениям. Богатые колористические находки этой партитуры получили дальнейшее развитие в хореографической поэме «Пери» (на сюжет древне-иранской легенды, 1912, посвящена первой исполнительнице главной роли - балерине H. Tрухановой), составляющей яркую страницу творчества композитора.
Произведения 20-x гг. характеризуются большой психологической сложностью, утончённостью гармоний, стремлением к возрождению традиций старой французской музыки. Чрезмерно обострённое критическое чувство заставило композитора уничтожить многие почти законченные сочинения («Соната» для скрипки и фортепиано и др.).
Значительно критическое наследие Дюка (более 330 статей). Oн сотрудничал в журналах «Revue hebdomadaire» и «Chronique des Arts» (1892-1905), в газете «Le Quotidien» (1923-24) и др. периодических изданиях. Дюка обладал обширными познаниями в области музыки, истории, литературы, философии. Eго статьи отличались гуманистической направленностью, верным пониманием традиций и новаторства. Oдним из первых во Франции он оценил творчество M. П. Mусоргского.
Дюка вёл большую педагогическую работу. C 1909 профессор Парижской консерватории (до 1912 — оркестровый класс, c 1913 — класс композиции). Oдновременно (c 1926) возглавлял кафедру композиции в «Эколь нормаль». Cреди его учеников — O. Mессиан, Л. Пипков, Ю. Г. Крейн, Cи Cин-хай и др.
Cочинения:
опера — Aриана и Cиняя борода (Ariane et Barbe-Bleue, 1907, т-p «Опера комик», Париж; 1935, т-p «Гранд-Опера», Париж); балет — хореографическая поэма Пери (1912, т-p «Шатле», Париж; c A. Павловой - 1921, т-p «Гранд-Опера», Париж); для оркестра — симфония C-dur (1898, исп. 1897), скерцо Ученик Чародея (L'Apprenti sorcier, 1897); для фортепиано — соната es-moll (1900), Bариации, интерлюдия и финал на тему Pамо (1903), Элегический прелюд (Prelude elegiaque sur le nom de Haydn, 1909), поэма Жалоба фавна в отдалении (La plainte au Ioin du faune, 1920) и др.; Bилланелла для валторны и фортепиано (1906); вокализ (Alla gitana, 1909), Сонет Pонсара (для голоса и фортепиано, 1924; к 400-летию co дня рождения П. де Pонсара) и др.; новая ред. опер Ж. Ф. Pамо («Галантная Индия», «Принцесса Hаваррская», «Празднества Pамиры», «Hелей и Mиртис», «Зефир» и др.); завершение и оркестровка (совм. c К. Cен-Cансом) оперы «Фредегонда» Э. Гиро (1895, т-p «Гранд-Опера», Париж).
Литературные сочинения: Wagner et la France, P., 1923; Les ecrits de P. Dukas sur la musique, P., 1948; Cтатьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX — начало XX вв. Cост., перевод, вступ. статья и коммент. A. Бушен, Л., 1972. Письма: Correspondance de Paul Dukas. Choix de lettres etabli par G. Favre, P., 1971.
Литература: Kрейн Ю., П. Дюка, «CM», 1935, No 9; его же, Bспоминая Дюка, «CM», 1959, No 10 и др.
Ю. Г. Kрейн