Dresdner Musikfestspiele
Читая хроники города, то и дело натыкаешься на упоминание имен великих музыкантов. Здесь, при саксонском дворе, работали Михаэль Преториус и Генрих Шютц, в Кройцкирхе служил органистом Вильгельм Фридеман Бах, а его отец, Иоганн Себастьян, после смерти Августа Сильного искал должности придворного композитора. Сюда приезжали знаменитые итальянские кастраты. Лотти, Порпора и Хассе писали свои оперы.
В «Земперопер» состоялась премьера главной романтической оперы немецкого народа — «Вольный стрелок» Вебера. А позже в этом же театре начинал свою карьеру капельмейстера и композитора Рихард Вагнер, пока неосторожно не ввязался в революционное движение. После чего ему пришлось срочно уносить ноги из Дрездена и искать помощи у Листа, в Веймаре. Впрочем, Вагнер еще успел увидеть на сцене «Земперопер» свои первые оперы: «Риенци», «Летучий голландец» и «Тангейзер». Один лишь этот факт увенчивает старинное здание театра неувядаемым ореолом.
Гуляя по городу, чувствуешь, будто музыка старых мастеров зримо проступает сквозь каменные плиты. Ощущение старины, резонирующей с классической музыкой, не исчезает: Дрезден — город, действительно распахнутый для музыки.
Музыкальные традиции здесь сильны, а оркестр Саксонской капеллы продолжает считаться одним из лучших в мире. В 2007 году дирижер Фабио Луизи возглавил оркестр Капеллы и Оперу. Недавно оркестр Саксонской капеллы совершил длительное турне по Старому и Новому Свету. В программе, в частности, значился свеженаписанный виолончельный концерт Удо Циммермана (самого влиятельного композитора Саксонии, руководителя Фестиваля современной музыки, основанного им в 1989 году). Концерт посвящен тонкому и чуткому музыканту, виолочелисту Яну Фоглеру: он стал его первым исполнителем и солировал на протяжении всего турне.
В 2008 году Фоглеру сделали лестное предложение, от которого он не смог отказаться, — возглавить крупнейший, оставшийся в наследство от бывшей ГДР, Дрезденский музыкальный фестиваль: предмет неиссякаемой гордости отцов города на Эльбе и сладкую приманку для культурно ориентированных туристов.
Фестиваль, разворачивающийся в интерьерах роскошных памятников саксонского барокко, возник в 1978 году. Концепция его: соединить музыку с архитектурными достопримечательностями города, способствуя их вящему процветанию и популяризации. В советские времена наших музыкантов частенько приглашали в Дрезден: дружба была крепка и подпитывалась идеологическими основаниями. Потом во взаимоотношениях наступила естественная пауза, прерванная с приходом на пост нового интенданта.
Гюляра Садых-заде
Фото: Екатерина Беляева