Опера Вебера и Малера «Три Пинто»

Die drei Pintos

Композитор
Дата премьеры
22.01.1888
Жанр
Страна
Германия
Опера «Три Пинто» в Театре Покровского. Автор фото — Иван Мурзин

Комическая опера в трех действиях, сочинённая Густавом Малером по эскизам Карла Марии фон Вебера. Либретто Т. Хелля по новелле К. Зейделя «Битва за невесту».

Премьера: 20 января 1888 года в Новом Государственном театре в Лейпциге под управлением Малера.

Действие происходит в Испании.

Первое действие

В трактире гуляет молодежь. Студенты университета Саламанки прощаются со своим другом: дон Гастон закончил обучение и теперь отправляется в Мадрид. Вино и песни льются рекой, все славят молодость и прекрасные студенческие годы. Дон Гастон полон радостных надежд и делится со своим слугой Амброзио планами на будущее: он собирается сделать в Мадриде карьеру коррехидора и будет окружен хорошенькими богатыми девушками.

Его настроение портит трактирщик, который приносит длиннющий счет. Чтобы его оплатить, дон Гастон должен выложить все свои деньги. Но покидать трактир он не торопится: оказывается, у хозяина есть хорошенькая дочка Инес. Она поет любовный романс и игриво отвечает на ухаживания дона Гастона и его слуги.

Внезапно в трактир вваливается неуклюжий толстяк. Это дон Пинто де Фонсека, дворянин из провинции. По наказу отца он едет в Мадрид, чтобы жениться. Много лет назад старший Фонсека оказал некую услугу своему другу, дону Панталеоне де Пачеко, и теперь тот отдает в жены сыну благодетеля свою дочь Клариссу. Пропуском в дом невесты дону Пинто должно послужить отцовское рекомендательное письмо. Но он никогда не видел свою нареченную и неопытен в обращении с дамами. Рассчитывая хорошенько повеселиться, Гастон предлагает ему урок галантного обхождения. Амброзио разыгрывает невесту и, от души потешаясь над недотепой, они репетируют сватовство.

Дон Гастон видит, что этот грубый увалень не достоин стать мужем знатной девушки. Он решает выкрасть письмо и сам сделаться женихом. Изрядно напоив дона Пинто, Гастон украдкой вытаскивает письмо, велит уложить сонного толстяка в постель и отправляется в дом Пачеко.

Второе действие

В доме дона Панталеоне царит волнительное ожидание. Хозяин собрал всех, чтобы объявить, что его дочь Кларисса выходит замуж. Уже сегодня должен явиться жених — дон Пинто де Фонсека.

Кларисса в панике, ведь ее сердце отдано благородному дворянину дону Гомесу. Смелая и находчивая служанка Лаура готова помочь своей госпоже. Она тайно приводит в дом Панталеоне дона Гомеса, который готов на все, чтобы отстоять их любовь. С трепещущим сердцем Кларисса решается довериться судьбе и своему возлюбленному. Однако сейчас им нужно скорее разлучиться: Лаура сообщает, что сюда идет дон Панталеоне.

Третье действие

Девушки под руководством Лауры украшают зал к торжеству. Когда они уходят, в пустой гостиной появляется дон Гастон со своим слугой. Вместо хозяина дома их встречает Лаура. Гость представляется доном Пинто де Фонсека, а Амброзио тут же начинает заигрывать с хорошенькой служанкой донны Клариссы.

Появляется дон Гомес. Убедившись, что незнакомец и есть дон Пинто, он рассказывает о своей любви к Клариссе и, надеясь на честность и благородство гостя, просит жениха отказаться от свадьбы. Дон Гастон сначала искренне возмущен, но потом соглашается: для него это легкий выход из пикантной истории, которую они с Амброзио сами и затеяли. Узнав, что дон Панталеоне никогда не видел дона Гомеса, дон Гастон предлагает влюбленному выдать себя за дона Пинто и отдает ему рекомендательное письмо. Ради спасения своей любви Гомес соглашается на обман, но просит Гастона остаться с ним в качестве друга.

Собираются гости и слуги. Они пытаются угадать, кто же из незнакомцев дон Пинто. Появляется хозяин дома. Дон Гомес передает ему письмо от старого дона Фонсеки, и дон Панталеоне радостно приветствует будущего зятя. Кларисса едва верит своему счастью. Начинаются приготовления к свадьбе.

Но внезапно в дом вваливается настоящий жених. В ответ на всеобщее удивление он громогласно заявляет: «Я — дон Пинто де Фонсека». Но никто, включая дона Панталеоне, не верит, что этот грубый мужлан и есть тот самый благородный юноша, которому достанется Кларисса. Все смеются над попытками Пинто изображать из себя жениха и собираются прогнать непрошеного гостя. Но тот узнает дона Гастона и обвиняет бывшего приятеля в мошенничестве. Дело чуть было не заканчивается дуэлью, однако Кларисса заступается за Пинто. Не в силах больше скрывать правду, дон Гастон признается в обмане. Надеясь, что отец Клариссы отдаст предпочтение отважному юноше из благородного испанского семейства, а не трусливому толстяку, он и дон Гомес открывают свои настоящие имена. Поколебавшись, дон Панталеоне соглашается на брак дочери с Гомесом. И все, забыв про несчастного Пинто, радуются счастью молодых и возможности повеселиться на их свадьбе.


Карл Мария фон Вебер / Carl Maria von Weber

Полвека в режиме ожидания, или Как создавалась опера «Три Пинто»

«Три Пинто» — уникальная оперная партитура, не имеющая аналогов в мировом музыкальном театре. Ее уникальность заключается, в первую очередь, в двойном авторстве: Малер сочинил ее по эскизам Вебера.

Карл Мария фон Вебер (1786-1826) — крупнейший представитель музыкального романтизма, создатель немецкой романтической оперы. Ему принадлежат классические образцы этого жанра — «Вольный стрелок» и «Эврианта», которые уже почти два столетия не сходят со сцен театров во всем мире.

После завершения «Вольного стрелка» — масштабного произведения с большим оркестром, — Вебер решил написать вещь другого характера и взяться за комическую оперу. В апреле 1820 года его друг, поэт и либреттист Теодор Хелль, принес ему текст для нового сочинения. За основу он взял новеллу Карла Зейделя «Битва за невесту», которая была напечатана в дрезденской газете Abendzeitung несколькими месяцами раньше. Сюжет, действие которого происходит в Испании, давал множество привлекательных возможностей для создания комической оперы: яркие характерные персонажи, веселые бойкие диалоги, интриги с переодеваниями, экзотический национальный колорит.

Вебер заменил название на «Три Пинто» и с энтузиазмом принялся за работу, предполагая, что его новое сочинение будет представлено в Дрезденском оперном театре. Но разные обстоятельства постоянно мешали композитору. Сначала сорвалась постановка в Дрездене, а затем Вебер должен был сосредоточиться на других оперных заказах: «Эврианте» для Вены в 1821 году и «Обероне» для Лондона в 1824. Мысль о «Трех Пинто» не оставляла композитора. Но хотя Вебер работал над ней вплоть до осени 1824 года, партитура так и осталась неоконченной.

После смерти Вебера в 1826 году его вдова Каролина решила найти возможность завершить и поставить единственную не увидевшую сцены оперу мужа. Она обратилась к другому мастеру оперного жанра Джакомо Мейерберу, который был другом Вебера, и передала ему наброски. Но спустя двадцать лет, незадолго до своей смерти, великий француз вернул нетронутые черновики.

Вдова Вебера, а затем ее сын Макс не оставляли попыток найти того, кто решится закончить «три Пинто», и показывали эскизы многим крупным композиторам. Известно, что рукопись смотрели Йоганнес Брамс, Людвиг Шпор, Эдвард Ганслик, Кароль Липиньский и Винсент Лахнер. Но все отвечали отказом. Дело в том, что Каролина не учла двух важных обстоятельств. Во-первых, из трех актов оперы Вебер вчерне закончил только один, написав семь из предполагаемых семнадцати номеров. Во-вторых, эскизы Вебера представляли собой некий конспект, где музыкальный материал был лишь контурно намечен, и разобрать его можно было с большим трудом. Вероятно, Каролина переоценила количество и качество набросков и, скорее всего, с ее подачи долго бытовало мнение, что опера практически завершена.

В 1881 году все материалу перешли к капитану Карлу фон Веберу — внуку композитора, который жил в Лейпциге и проявил большую заинтересованность в судьбе «Трех Пинто». В 1886 году праздновалось столетие со дня рождения Вебера, и в честь юбилея в Лейпцигском оперном театре под руководством знаменитого дирижера Артура Никиша и его молодого коллеги Густава Малера были исполнены все оперы композитора. Тогда-то Карл Вебер-младший и обратился к Малеру с предложением закончить «Три Пинто».

Один из самых значительных представителей позднеромантической школы, Густав Малер (1860-1911) известен, в первую очередь, как великий симфонист, автор десяти симфоний. Но на раннем этапе карьеры мысли о создании оперы очень его занимали. Карл Вебер обратился к нему как раз в тот момент, когда Малер работал над двумя собственными оперными замыслами, так и не реализованными в дальнейшем.

Густав ознакомился с набросками оперы и столкнулся с теми же проблемами, что и его предшественники. Тем не менее, он решил попробовать. На его решение повлияло то, что Карл Вебер-младший подготовил новое либретто, так как вариант Хелля не нравился ни Веберу, ни Мейерберу, и, возможно, стал решающим препятствием на пути завершения оперы. Старое либретто мало отличалось от новеллы Зейделя, а окончательный вариант, переработанный Карлом, заметно отличался от первоисточника.

Весомым поводом взяться за «Три Пинто» стало знакомство с женой Карла — Марион фон Вебер. Густав был просто очарован этой «музыкальной и лучезарной» особой, и она отвечала ему взаимностью. Кое-кто из современников утверждал, что влюбленные собирались тайно бежать из Лейпцига. Поговаривали даже, что однажды во время железнодорожного путешествия Карл в приступе отчаяния вытащил револьвер и выстрелил между головами своих попутчиков.

Первым делом Малер перераспределил оригинальные номера по каждому из трех актов, а затем дописал оставшиеся сцены, используя неопубликованные произведения Вебера. Относясь к своей задаче максимально добросовестно, он уважал каждую ноту мастера и старался развивать музыкальные мысли так, как, по его мнению, это сделал бы сам автор. Работая по такому методу, он оказался способен завершить оперу, сохранив ее романтический стиль первой половины XIX века. И даже два номера (антракт и первая часть финала третьего акта), которые, как было принято считать, принадлежат самому Малеру, прочно основываются на мелодиях Вебера.

Премьера «Три Пинто» состоялась 20 января 1888 года в Новом Государственном театре в Лейпциге под управлением самого Малера в постановке режиссера Штегемана. Немногие сегодня помнят, что именно это событие принесло молодому Густаву первое международное признание как композитора и дирижера. Рихард Штраус восторженно отзывался о премьере. И хотя не все одинаково положительно оценили эту работу, значимость ее невозможно переоценить. Превратив разрозненные наброски Карла Марии в убедительную партитуру, Малер превзошел все ожидания. По мнению многих авторитетных музыкантов и историков, ему удалось не просто завершить оперу, но также уловить и передать стиль и дух музыки Вебера. В результате родилось уникальное произведение, обязанное своим существованием сразу двум великим немецким композиторам, разделенным во времени более чем полувековым интервалом. Кроме того, «Три Пинто» так и осталась единственным (и потому особенно ценным) опытом симфониста Малера в оперном театре.

Сценическая судьба оперы складывалась не просто. После смерти Малера в 1911 году она постепенно исчезла из регулярного европейского репертуара. Возрождение интереса к ней началось во второй половине XX века, когда историческая дистанция позволила непредвзято отнестись к творению Малера. В последние пятнадцать лет востребованность оперы среди театров и музыкальных фестивалей значительно возросла. Это подтверждает хронология постановок:

1962 г. — John Lewis Theatre, Лондон, Англия;
1976 г. — Эдинбургский международный фестиваль, Шотландия;
1979 г. — Оперный театр г. Сент-Луиса, Соединенные Штаты Америки (первая американская постановка);
1997 г. — Международный музыкальный фестиваль в Вене, Австрия;
1998 г. — театра Bielefeld Opera, Билефель, Германия;
1998 г. — Opera Omnibus в г. Хаслемер, Англия (на английском языке);
2003 г. — Оперный фестиваль в г. Уэксворд, Ирландия;
2010 г. — Bronx Opera Company, Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки (на английском языке);
2011 г. — Труппа Университетского колледжа Лондона UCOpera в театре Блумсберри, Лондон, Англия.

Существует несколько аудиозаписей «Три Пинто». В 1976 г. эталонную версию создал великолепный исполнительский коллектив: Мюнхенский филармонический оркестр во главе с выдающимся дирижером Гари Бертини, солисты — Вернер Холлвег, Герман Прей, Лючия Попп. В 2003 г. был записан спектакль Оперного фестиваля в г. Уэксворд под управлением дирижера Паоло Арривабени (дата выпуска — 2004).

Наталья Сурнина

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама