Прокофьев Сергей

Категории словаря
Сергей Сергеевич Прокофьев / Sergei Prokofiev

Творческий портрет Прокофьева
Список сочинений Прокофьева

Прокофьев Сергей Сергеевич (11(23) IV 1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл. — 5 III 1953, Москва) — русский советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947).

Род. в семье агронома, управляющего имением. Семья сумела обеспечить одарённому мальчику все условия для быстрого духовного созревания. Особенно велика была роль матери — хорошей пианистки, ставшей его первой муз. воспитательницей. Жизнь в деревенской усадьбе среди степной природы, крестьянские песни навсегда оставили след в сознании композитора, заложив основы его гармонич. мировосприятия. В 5 лет Прокофьев сочинил первую пьесу для фп. Дарование мальчика высоко оценил С. И. Танеев, по его рекомендации в Сонцовку дважды приезжал на летние месяцы Р. М. Глиэр — первый учитель Прокофьева по композиции. Годы учения в Петерб. консерватории (1904-14) были для Прокофьева периодом стремительного творч. развития, создали прочные основы его композиторского и пианистического мастерства. Прокофьев учился у А. К. Лядова (композиция), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витола (анализ форм). В 1909 Прокофьев окончил консерваторию по классу композиции, в 1914 — по классу фп. (у А. Н. Есиповой; премия им. А. Г. Рубинштейна за исп. своего 1-го концерта для фп. с оркестром); занимался также по дирижированию у H. H. Черепнина. В годы учения Прокофьев вместе с другом и соучеником Н. Я. Мясковским изучал новейшие соч. А. Н. Скрябина, М. Регера, Р. Штрауса. Композитор нашёл поддержку в петерб. кружке «Вечера современной музыки», а несколько позднее в моск. кружке критика В. В. Держановского. В 1911-18 Прокофьев увлекался новейшими муз. идеями. Разочаровавшись в эстетич. ценности позднего романтизма и рус. академизма, он не стал последователем ни эстетич. символизма Скрябина, ни импрессионизма Дебюсси; более заметным было воздействие творчества И. Ф. Стравинского. Важную роль в формирования иск-ва Прокофьева сыграли новые течения в области т-ра, поэзии, живописи. Его привлекали стихи А. А. Ахматовой и К. Д. Бальмонта, живопись рус. последователей П. Сезанна и А. Матисса, театр. идеи В. Э. Мейерхольда. В 1914 С. П. Дягилев, один из влиятельных покровителей и консультантов Прокофьева в последующие полтора десятилетия, заказал ему балет. В летние месяцы 1913 и 1914 Прокофьев выезжал за границу для знакомства с заруб. иск-вом. В годы 1-й мировой войны 1914-18 Прокофьев много концертировал: в Петрограде, Москве и др. городах России. Острое, брызжущее молодостью и озорством иск-во композитора пугало академистов и эстетов, но встретило горячую поддержку наиболее проницательных современников, среди к-рых были М. Горький, В. В. Маяковский, критики В. Г. Каратыгин, Б. В.Асафьев. Концертные фирмы А. И. Зилоти и С. А. Кусевицкого организовали авторские вечера Прокофьева, вызвавшие сенсацию.

Дореволюц. период творчества Прокофьева отмечен интенсивностью поисков и напряжённостью стилистич. эволюции. Его мужественное иск-во резко противостояло произв. господствовавших в музыке многочисл. эпигонов Скрябина и Дебюсси. Прокофьев шёл от наивности ранних фп. сказок и гавотов к стихийному конструктивизму токкаты (ор. 11), от неоклассического «моцартианства» симфониетты (ор. 5) к дерзким варваризмам «Скифской сюиты» (ор. 20) и кантаты «Семеро их» (ор. 30), от известной традиционности ранних романсов (ор. 9) к проницательным интонационным опытам вок. сказки «Гадкий утёнок» (ор. 18) и романсов на стихи Ахматовой (ор. 27). В лучших соч. этого времени обнаруживались возросшая энергия ритмов, смелое расширение рамок тональности за счёт полиладовых и плакатно-красочных созвучий, новая трактовка фп. Испытывая заметные воздействия группы деятелей иск-ва, объединившихся вокруг Дягилева, Прокофьев, однако, сохранил свою особую эстетич. позицию, продолжавшую традиции М. П. Мусоргского и др. рус. классиков. Первое из соч., заказанное Дягилевым, — балет «Ала и Лоллий» (по мотивам др.-слав. мифологии, либр. С. М. Городецкого) — было отвергнуто заказчиком. Музыка несостоявшегося балета целиком вошла в оркестровую «Скифскую сюиту». Премьера её (1916) вызвала острую борьбу мнений, разноречивые оценки. Второй заказ (1915) — балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (по мотивам сказок Пермской губ.) — послужил стимулом для экспериментов Прокофьева в области обновления рус. мелоса. Вопреки эстетич. доктрине, утверждавшей приоритет балета над «отмирающим» оперным жанром, Прокофьев с увлечением работал и в области оперы. Вслед за романтически экспрессивной «Маддаленой» (1911, 2-я ред. 1913) он сочинил лирико-психологич. оперу «Игрок» (1915-16, по Ф. М. Достоевскому), заключающую в себе черты обличения нравов бурж. общества. В опере сочетаются тонкий лиризм и сатирич. заострённость, меткость декламации и захватывающие симф. нагнетания. Наибольшее признание в эти годы получают первые два концерта Прокофьева для фп. с оркестром. Не меньшее значение в формировании стиля Прокофьева принадлежало ранним фп. сонатам — особенно 2-й (1912), 3-й и 4-й (обе " 1917), а также циклу фп. миниатюр «Мимолётности». Плодотворным был для Прокофьева 1917-й год; наряду с двумя сонатами он закончил 1-й концерт для скрипки с оркестром, «Классическую симфонию», написал эскизы 3-го концерта для фп. с оркестром.

Весной 1918 Прокофьев выехал в конц. поездку в США. Выступая в Нью-Йорке, композитор столкнулся с консерватизмом амер. критики, не оценившей новаторской сущности его иск-ва и осудившей его как «большевика и скифа». В 1919 Прокофьев написал для Чикагского т-ра эксцентрич. оперу-сказку «Любовь к трём апельсинам» (по К. Гоцци), идея к-рой родилась ещё в России (пост. 1921, Чикаго, затем в СССР и Германии). Не встретив активной поддержки в США, Прокофьев в 1920 уехал в Париж, где вскоре добился признания благодаря содействию Дягилева и Кусевицкого (пост. балета «Сказка о шуте...» труппой Дягилева в Париже и Лондоне — 1921, исп. «Скифской сюиты» и кантаты «Семеро их» — 1921 и 1924). Заслуженного успеха удостоился его 3-й концерт для фп. с оркестром (1921), в к-ром рус. муз. стиль смело обновлён и динамизирован. Во время пребывания в Германии (1922-23) композитор продолжил работу над драм.-экспрессивной оперой «Огненный ангел» (по повести В. Я. Брюсова), воскрешающей трагические сцены «процессов ведьм» в 16 в.; создание этой масштабной оперы потребовало многих лет напряжённой работы (1919-27). С 1923 Прокофьев жил в Париже, где сблизился с прогрессивными музыкантами Франции (А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк). Здесь он продолжал напряжённую творч. и исполнительскую деятельность. В нач. 20-х гг. Прокофьев обратился к поискам более усложнённого хроматизированного стиля. Среди крупных произв. этих лет — эпическая 2-частная 2-я симфония (1924), сочетающая урбанистич. жёсткость конструкции (1-я часть) с красотой рус. распева и блестящей изобретательностью вариационного развития (2-я часть). Напряжённый драматизм и масштабность развития отличают и 3-ю симфонию (1928), осн. на тематизме оперы «Огненный ангел». В сотрудничестве с Дягилевым и по его заказу Прокофьев создал 2 одноактных балета. Балет «Стальной скок» (пост. 1927, либр. Г. Б. Якулова) вызвал широкий интерес в Париже и Лондоне благодаря новизне конструктивистской пост. (балетм. Л. Ф. Мясин) и попытке воплощения образов революц. России. В балете «Блудный сын» (балетм. Дж. Баланчин, 1929) отразилось новое для композитора стремление к утончённому лиризму и прозрачно-хрупкой оркестровке. Эмоц. смягчённость и прояснение стиля обнаружились и в сонате для 2 скрипок (1932), балете «На Днепре» (пост. 1932).

В 20-е и нач. 30-х гг. Прокофьев с успехом гастролировал как пианист в крупнейших центрах Зап. Европы и Америки, захватывая мужественным динамизмом, виртуозным размахом, мощью. В 1927 с триумфом выступал в СССР, где укрепились его связи с Н. Я. Мясковским. Б. В. Асафьевым, В. Д. Мейерхольдом. Поездки по США (1925, 1930, 1933) сопровождались новыми заказами (4-я симфония на материале музыки балета «Блудный сын» — к 50-летию Бостонского симфонического оркестра, 1-й квартет — по заказу Б-ки Конгресса в Вашингтоне). Однако отрыв от России стал отрицательно сказываться на творч. развитии Прокофьева (абстрактность и эмоциональная блёклость нек-рых фп. пьес — «Вещи в себе» и др.). Вместе с тем 4-й концерт для фп. с оркестром (для левой руки), предназначенный для австр. пианиста П. Витгенштейна (1931), и 5-й концерт для фп. с оркестром (1932) вновь продемонстрировали тяготение композитора к мощной, «атлетической» виртуозности. Ни успех у публики, ни общение с выдающимися деятелями зап.-европ. культуры не могли заменить Прокофьеву всё более недостававших ему контактов с Родиной. Поездки в СССР (1927, 1929, 1932) привели его к решению покончить с заруб. обязательствами и окончательно переехать в Москву.

Начиная с 1933 композитор становится в строй ведущих деятелей сов. культуры, не прекращая (до 1938) конц. поездок за границу. Он сотрудничает с сов. режиссёрами С. М. Эйзенштейном, А. Я. Таировым, С. Э. Радловым, мастерами балета Л. М. Лавровским, Г. С. Улановой, музыкантами-исполнителями Г. Г. Нейгаузом, С. Т. Рихтером, Э. Г. Гилельсом, Д. Ф. Ойстрахом.

Сов. период творчества Прокофьева отмечен плодотворными исканиями. Прокофьев воплощает в своих произв. новые идеи и тематику (темы Родины, её истории и др.). Чётче определяются реалистич. и нац.-эпические черты его музыки, богаче становится лирическая линия соч. композитора, органичнее — синтез традиционных тональных и мелодич. средств со стилистич. достижениями музыки 20 в. В годы, предшествующие Великой Отечеств. войне 1941-45, Прокофьев создаёт ряд новых шедевров: 2-й концерт для скрипки с оркестром (1935), балет «Ромео и Джульетта» (1935-36), музыку к фильму «Александр Невский» (1938). Сотрудничество с деятелями т-ра и кино рождает программные соч., отмеченные рельефностью и остротой характеристик, — сюита «Поручик Киже» (1934, на материале одноим. фильма), сюита «Египетские ночи» (1934) из музыки к одноим. спектаклю Камерного т-ра, симф. сказка для детей «Петя и волк» (1936), кантата «Александр Невский» (1938-39). В 1939 Прокофьев создаёт оперу «Семён Котко» в характере нар. бытовой драмы о событиях Гражд. войны на Украине (по повести «Я сын трудового народа» В. П. Катаева), в 1940 — комич. оперу «Обручение в монастыре» («Дуэнья», по Р. Шеридану). Композитор пробует силы и в жанрах массовой сов. песни и кантаты, среди них — монументальная Кантата к 20-летию Октябрьской революции (1936-37), в к-рой используются тексты из работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, лирико-эпич. кантата «Здравица» (1939) на тексты совр. нар. песен. В кантате «Александр Невский», опере «Семён Котко», 6-й фп. сонате зазвучали мотивы предчувствий грозной воен. бури, свидетельствуя о возросшей социальной чуткости автора. Одной из блистательных кульминаций иск-ва Прокофьева была пост. «Ромео и Джульетты» в Ленингр. т-ре оперы и балета (1940). В музыке балета с её щедрой пленительной мелодикой и шекспировской мощью контрастов Прокофьев подвёл итог своих многолетних исканий муз. реалистич. стиля.

Великая Отечеств. война 1941-45 обострила нац. чувство Прокофьева. Раздумья о судьбах России в тяжкую годину Отечеств. войны приводят композитора к монументальному замыслу патриотич. оперы-эпопеи «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого (1-я ред. 1941-43), в к-рой скрещиваются две важнейшие линии творчества Прокофьева — лирико-психологическая и эпическая. Прямое воплощение тема войны нашла в симф. сюите «1941 год», в кантате «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» (1942-1943), в ряде песен и маршей. Усилившееся тяготение Прокофьева к нац.-эпической образности проявилось в богатырски величавой 5-й симфонии (1944) и в музыке к фильму «Иван Грозный». Яркими документами тревожного времени стали сонаты для фп. — 6-я (1939-40), 7-я (1939-42) и 8-я (1939-44), в к-рых наряду с драм. конфликтностью образов нашли преломление мотивы рус. эпоса. Композитор проявляет интерес к муз. фольклору народов СССР (2-й струн. квартет на кабардинские темы, 1941; эскизы комич. оперы «Хан Бузай» по мотивам казах. сказок). Своеобразной разрядкой после трагически обострённых эмоций первых воен. лет были прозрачно светлые настроения, воплотившиеся в «неоклассической» сонате для флейты и фп. (1943) и в балете-сказке «Золушка» (1940-44). Тяжёлое заболевание Прокофьева с нач. 1945 ограничило возможности его творч. работы.

В послевоенные годы композитор создал рус. фантастич. балет «Сказ о каменном цветке» (1948-50) по мотивам уральских сказов П. П. Бажова и оперу «Повесть о настоящем человеке» (1947-48) на сюжет одноим. повести Б. Н. Полевого. Душевно чистые образы детства нашли выражение в симф. сюите «Зимний костёр» и оратории нa стихи С. Я. Маршака «На страже мира» (с использованием хора мальчиков и детского голоса соло). В эти же годы Прокофьев осуществляет новые редакции нек-рых своих ранних произв., в т.ч. 4-й симфонии, 5-й сонаты для фп. В ряде последних соч. появились новые для Прокофьева черты — созерцательность, светлое умиротворение (9-я соната для фп., 1947; соната для виолончели и фп., 1949). Особенно яркое выражение они получили в жанрово-лирич. 7-й симфонии (1951-52), ставшей «лебединой песнью» композитора. Вместе с тем такие произв., как 6-я симфония (1945-47), — эпическое напоминание о трагедиях минувшей войны, концерт-симфония для виолончели с оркестром, сказочно-эпическая 1-я соната для скрипки и фп. (1938-46), посв. Д. Ф. Ойстраху, отличаются масштабностью мышления, новизной колористич. и конструктивных решений.

Наряду с Б. Бартоком, П. Хиндемитом, К. Орфом, А. Онеггером, И. Ф. Стравинским и Д. Д. Шостаковичем Прокофьев решительно обновил образный и стилистич. строй муз. иск-ва, не порывая с классич. традициями. Громадное наследие композитора охватывает почтя все муз. жанры — от детских песен до симфоний и кантат. Особенно значительны его достижения в жанрах оперы и балета; здесь Прокофьев неизменно выступал как смелый реформатор, динамизируя и обновляя муз. драматургию. В его операх значит. место занимают основанные на сквозном действии сцены, в к-рых сложное симф. развитие сочетается со стремительным диалогом, броским речитативом, гибко претворяющим речевые интонации.

В сов. период в оперном творчестве Прокофьева возрастает роль вок. кантилены и завершённых муз. форм. Сходная эволюция заметна и в балетах: «скифские» и эксцентрич. мотивы ранних одноактных балетов позднее сменяются углублённостью психологич. содержания, выраженного в масштабных формах большого симфонизированного балета. Чрезвычайно плодотворной была работа Прокофьева в области фп. и симф. музыки. Его 5 концертов для фп. с оркестром, 9 фп. сонат, множество миниатюр для фп. открывают новую страницу в эволюции клавирного стиля.

Композитору присущи тяготение к сухим токкатным звучаниям, к простоте и «обнажённости» фактуры, к чётким, «ударным» звучностям, отказ от фигурационной пышности, свободные переходы от виртуозных нагнетаний к плавной кантилене. Прочно вошли в мировой репертуар 7 симфоний Прокофьева, образность к-рых во многом обусловлена содержанием и стилем его же театр. музыки. На граня симф. и театр. жанров сложился стиль кантатно-ораториальных опусов Прокофьева: ораторски-речевые или распевные приёмы использования хора свободно взаимодействуют в них с ярко характеристической партией оркестра. Новое в кантатах Прокофьева связано с воздействием динамич. образности кино либо со смелыми опытами муз. воплощения документальной прозы (Кантата к 20-летию Октября).

В стилистике Прокофьева, поначалу казавшейся дерзко-нигилистической, преобладает созидательное, творчески-конструктивное начало. В противовес дробности, измельчённости мелоса в модернистском иск-ве он упорно культивирует развёрнутые мелодия, линии, обогащенные свежестью модуляционных сдвигов; вопреки тяготению к разрушению тональности — неизменно утверждает чёткость ладово-функциональных устоев, одноврем. расширяя и усложняя тональную систему.

Гармония Прокофьева основывается на расширенной 12-ступенной звуковой системе. Она отличается многозвучными полиладовыми комплексами и резкими контрастами между «зоной неустоев» и тональными опорами. Примечателен интерес Прокофьева к масштабным, строго классичным конструкциям, к ритмически импульсивной технике остинато, к сочному орк. стилю, основанному на чистых тембрах — то острохарактерных, то мягких и прозрачных.

Творчество Прокофьева преемственно связано с классич. рус. музыкой 19 в. Величавый эпос М. И. Глинки и А. П. Бородина, красочность нар.-фантастич. образов Н. А. Римского-Корсакова, реалистич. характерность и драматизм М. П. Мусоргского нашли в его иск-ве достойное продолжение. Одноврем. с этим мн. черты муз. стиля Прокофьева отразили новое звуко-ощущение человека 20 в.: образная контрастность — от жёсткости до нежнейшего лиризма, ритмич. упругость, лапидарность гармонич. и тембровых эффектов, свобода политональных и полимодальных приёмов. Вместе с И. Ф. Стравинским и Б. Бартоком Прокофьев прокладывал пути совр. интерпретации фольклора.

Мощный динамизм музыки Прокофьева во многом обусловлен бурными социальными потрясениями эпохи. Современники угадывали в его лучших соч. живые отражения событий обеих мировых войн и революц. катаклизмов нач. 20 в. Образы обострённого гротеска, обличительного сарказма, свойственные музыке молодого Прокофьева, были своеобразным отголоском настроений русской интеллигенции в канун Октябрьской революции 1917. По мере возмужания таланта Прокофьева в его иск-ве всё большее значение приобретает тема утверждения новых духовных сил народа, вступившего на путь коренных социально-историч. преобразований. Прокофьев всё явственнее раскрывался как художник социалистич. эпохи: от интуитивного постижения стихии революц. обновления к сознательному воспеванию героики революции, пафоса нар.-освободит. войны, радости созидания. Музыка Прокофьева получила огромную популярность в СССР и за рубежом.

Статистика неоднократно подтверждала, что Прокофьев является одним из самых репертуарных авторов 20 в. Его оперы и балеты постоянно идут во многих сов. и заруб. муз. театрах. По всему миру звучат симф. и фп. пьесы Прокофьева. Сов. кинематографисты экранизировали балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», оперы «Игрок» и «Любовь к трём апельсинам». Чл. академии «Санта-Чечилия» в Риме (1934), Швед. корол. муз. академии (1947), почётный чл. «Умелецкой беседы» в Праге (1946). Сталинская премия (1943, три — в 1946; 1947, 1951), Ленинская пр. СССР (1957, посмертно, за 7-ю симфонию). Имя Прокофьева присвоено Гос. струн. квартету и муз. школе в Москве.

Основные даты жизни и деятельности:

1891 — 11(23) IV в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губ. (ныне с. Красное Красноармейского района Донецкой обл.) в семье агронома С. А. Прокофьева родился сын Сергей.

1896 — Начало занятий музыкой под рук. матери. Первое соч. — «Индийский галоп» (для фп., записан матерью). 1898. — Гувернантка Луиза Роблен записала ряд фп. пьес юного П.

1900 — Поездка с родителями в Москву. — Посещение Большого т-ра. — Сочинение оперы «Великан» на собств. либр.

1901 — Сочинение оперы «На пустынных островах». — Поездка к родственникам в Калужскую губ.; любительская пост. «Великана» в усадьбе Раевских. — Занятия общеобразовательными предметами под рук. отца.

1902 — Поездка с родителями в Петербург и Москву. — Посещение Мариинского т-ра. — Занятия теорией музыки с С. И. Танеевым и Ю. Н. Померанцевым. — Летом в Сонцовке занятия с Р. М. Глиэром.

1903 — Летом второй приезд Р. М. Глиэра в Сонцовку. — Создание оперы «Пир во время чумы» по А. С. Пушкину и серии фп. миниатюр.

1904 — II. Поездка с матерью в Петербург для поступления в консерваторию. — Консультации у А. К. Глазунова. — Уроки у М. М. Чернова. — Работа над оперой «Ундина» (либр. М. Г. Кильштет). — IX. Экзамен и зачисление в консерваторию в класс композиции А. К. Лядова.

1905 — Участие в коллективном письме студентов в защиту Н. А. Римского-Корсакова, уволенного из консерватории.

1906— Начало дружбы с Н. Я. Мясковским; совместное музицирование. — Посещение авторских вечеров М. Регера; встреча с А. Н. Скрябиным. — Уроки инструментовки у Н. А. Римского-Корсакова.

1907— Посещение «Кружка начинающих композиторов». — Завершение работы над «Ундиной».

1908— Участие в кружке «Вечера современной музыки», сближение с В. Г. Каратыгиным, А. П. Нуроком, В. Ф. Нувелем. — Начало занятий дирижированием с Н. Н. Черепниным. — 18 XII. Дебют П. в 45-м собрании «Вечеров современной музыки» (исп. фп. пьес «Наваждение», «Отчаяние», «Сказка» и др.).

1909 — Исп. симфонии e-moll Придв. оркестром (дир. Г. Варлих). — Окончание консерватории по классу сочинения. — Поступление в класс А. Н. Есиповой (фп.).

1910 — Оркестровые соч. П. — эскиз «Осеннее» и симф. картина «Сны» исп. на ученическом вечере в консерватории. — Опыты в жанре романса и хор. музыки (ор. 7 и 9). — Выступления на «Вечерах современной музыки». — Знакомство с И. Ф. Стравинским.

1911 — Сближение с моск. кружком В. В. Держановского — редактора журн. «Музыка». — Исп. «Снов» и «Осеннего» на летних симф. концертах (дир. К. С. Сараджев, Москва, Сокольнический круг).

1912 — 25 VII. 1-й концерт для фп. с оркестром исполнен автором в моск. Нар. доме (дир. К. С. Сараджев). — Печатные выступления Н. Я. Мясковского в защиту музыки П. на страницах журн. «Музыка».

1913 — 23 VIII. Первое исп. автором 2-го концерта для фп. с оркестром. — Поездка с матерью за границу (Франция, Великобритания, Швейцария). — Встреча с К. Дебюсси в редакции петерб. журн. «Аполлон».

1914 — Окончание консерватории по классу фп. — Поездка в Лондон, посещение «Русских сезонов» С. П. Дягилева; создание по его заказу балета «Ала и Лоллий».

1915 — Поездка в Италию, — Авторские выступления в Риме. — Знакомство с итал. футуристами.

1916 — 16 I. Премьера «Скифской сюиты», созданной на материале балета «Ала и Лоллий». — Включение в репертуар Мариинского т-ра оперы «Игрок». — Авторские выступления в Петрограде, Москве, Киеве, Саратове. — Начало сотрудничества с изд-вом С. А. Кусевицкого.

1917 — Контакты с В. Э. Мейерхольдом (постановщиком «Игрока»). — Знакомство с М. Горьким. — Восторженная реакция на события Февральской революции. — Участие в «Союзе деятелей искусств» вместе с А. А. Блоком, В. В. Маяковским, В. Э. Мейерхольдом. — Замысел оперы «Любовь к трём апельсинам» (по совету Мейерхольда).

1918 — Возвращение в Петроград. — Дружеские встречи с В. В. Маяковским (Москва, «Кафе поэтов»). — IV. «Прокофьевская» неделя в Петрограде: исп. Классической симфонии, «Мимолётностей», 3-й и 4-й фп. сонат. — Встреча с наркомом просвещения А. В. Луначарским. — Отъезд за границу по командировке Наркомпроса. — Путешествие через Сибирь и Дальний Восток. — Авторские концерты в Токио и Йокохаме (июнь), Нью-Йорке и Чикаго (окт.-дек.).

1919 — Завершение оперы «Любовь к трём апельсинам» по сказке К. Гоцци для Чикагского оперного т-ра. — Конц. поездки по Америке.

1920 — Затруднения с постановкой оперы «Любовь к трём апельсинам» в Чикаго. — Поездка в Париж. — Конц. выступления в Калифорнии и Мексике.

1921 — Исп. «Скифской сюиты» и балета «Сказка о шуте...» в Париже; большой успех. — 16 XII. Первое исп. 3-го концерта для фп. с оркестром в Чикаго. — 30 XII. Премьера оперы «Любовь к трём апельсинам» (там же).

1922 — Переезд в Германию (местечко Этталь в Баварии). — Подготовка к печати серии рукописей (для изд-ва «Edition Musicale Russe»), — Встречи в Берлине с В. В. Маяковским. — Переписка с сов. друзьями (Н. Я. Мясковским, Б. В. Асафьевым, В. В. Держановским). — Женитьба на певице Л. Льюбера.

1923 — Переезд в Париж. — 18 X. Первое исп. 1-го концерта для скрипки с оркестром, его неприятие в модернистских кругах Франции.

1924 — 9 III. Исп. 5-й сонаты для фп. в Париже; неприятие произв. публикой. — Исп. 2-го фп. концерта (2-я ред., 8 V) и кантаты «Семеро их» (29 V).

1925 — 6 VI. Первое исп. 2-й симфонии в концерте С. А. Кусевицкого. — пост. оперы «Любовь к трём апельсинам» в Кёльне. — Переговоры о конц. поездках в СССР. — Успешные гастрольные турне по Зап. Европе и США.

1926 — пост. оперы «Любовь к трём апельсинам» в Ленинграде (18 II) и Берлине (9 X). — Встреча с М. Горьким во время гастролей в Италии. — Переговоры с В. З. Мейерхольдом о переработке оперы «Игрок».

1927 — I-III. Пребывание в СССР. — Триумфальный успех авторских концертов П. в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе. — 14 IV. Конц. исп. в Париже фрагментов из оперы «Огненный ангел» под упр. Кусевицкого. — 7 VI. Премьера балета «Стальной скок» в Париже.

1929 — Первые исп. в Париже 3-й симфонии (17 V, дир. П. Монтё) и балета «Блудный сын» (21 V, хореография Дж. Баланчина). — XI. Вторая поездка в Москву; дружеские контакты с В. Э. Мейерхольдом и В. В. Маяковским.

1930 — Трёхмесячное гастрольное турне по США. — Исп. 4-й симфонии в Бостоне (14 XI) и Париже (18 XII).

1931 — Активная конц. деятельность (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Чехословакия).

1932 — 31 X. Первое исп. автором 5-го концерта для фп. с оркестром в Берлине (дир. В. Фуртвенглер). — Приглашение в Москву для занятий по композиции с аспирантами консерватории. — Первое исп. в Париже балета «На Днепре» (т-р «Гранд-Опера», хореограф С. Лифарь) и сонаты для 2 скрипок. — XI. Третья поездка в СССР; решение П. возвратиться на Родину («я с величайшей радостью возвращаюсь восвояси на советскую землю»).

1933 — Летом отдых на юге Франции в доме видного коммунистич. деятеля Ж. Садуля. — Осень. Начало работы в качестве педагога-консультанта в Моск. консерватории (до 1937).

1934 — Конц. выступления на Украине и в Закавказье. — Отдых на берегу Средиземного моря. — Сотрудничество с моск. Камерным т-ром (музыка к спектаклю «Египетские ночи», пост. А. Я. Таирова).

1935 — IV. Премьера «Египетских ночей» в Камерном т-ре с музыкой П. — XII. Конц. поездка с франц. скрипачом Р. Соэтаном в Испанию и Сев. Африку.

1936 — 2 V. Первое исп. симф. сказки для детей «Петя и волк». — Первые исп. «Русской увертюры» и симф. сюит из «Ромео и Джульетты». — Гастрольная поездка по Зап. Европе и США.

1937 — Замысел кантаты о покорителях Сев. полюса.

1938 — Последнее конц. турне за границей. — Изучение техники звукового кино в студиях Голливуда. — XI. Исп. концерта для виолончели с оркестром на Декаде сов. музыки в Москве. — 1 XII. Выпуск на экраны фильма режиссёра С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» с музыкой П. — 30 XII. Премьера балета «Ромео и Джульетта» в г. Брно (Чехословакия).

1939 — Работа в содружестве с В. Э. Мейерхольдом над оперой «Семён Котко». — Создание дополнит. номеров к балету «Ромео и Джульетта» для Ленингр. т-ра оперы и балета. — 17 V. Первое исп. кантаты «Александр Невский». — 21 XII. Первое исп. кантаты «Здравица».

1940 — 11 I. Первая пост. балета «Ромео и Джульетта» в Ленингр. т-ре оперы и балета (балетм. Л. М. Лавровский). — 20 IX. Премьера оперы «Семён Котко» в Моск. оперном т-ре им. К. С. Станиславского.

1941 — V-VI. Закрытые показы комич. оперы «Дуэнья» («Обручение в монастыре») в Моск. оперном т-ре им. К. С. Станиславского. — Главы автобиографии П. опубликованы в журн. «Советская музыка». — Женитьба на поэтессе М. А. Мендельсон. — Первые отклики на события Великой Отечеств. войны 1941-45: симф. сюита «1941 год», песни и марши. — Эвакуация в Нальчик. — XI. Переезд в Тбилиси.

1942 — Переезд в Алма-Ату по приглашению С. М. Эйзенштейна для работы над фильмом «Иван Грозный». — IX. Первое исп. 2-го квартета в Москве. — Успешные исп. кантаты «Александр Невский» в Великобритании и США. — Поездка в Москву с остановкой в Семипалатинске (для работы над мушкой к фильму «Партизаны в степях Украины»).

1943 — 18 I. С. Т. Рихтер впервые исп. 7-ю сонату для фп. — II. Замысел казах, комич. оперы «Хан Бузай». — VI. Переезд в Пермь. — X. Возвращение в Москву.

1944 — 21 II. Первое исп. кантаты «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным». — 16 X. Первый показ оперы «Война и мир» (под фп., Ансамбль сов. оперы ВТО, Москва). — 30 XII. Исп. Э. Г. Гилельсом 8-й сонаты для фп.

1945 — 13 I. Первое исп. 5-й симфонии (последнее дирижёрское выступление П.). — Тяжёлое заболевание (гипертония). — После длительного лечения работа в Доме творчества в Иваново. — 7 VI. Конц. исп. оперы «Война и мир» в Большом зале консерватории (дир. С. А. Самосуд). — 21 XI. Премьера балета «Золушка» в Большом т-ре (балетм. Р. В. Захаров).

1946 — 12 VI. Сценическая премьера оперы «Война и мир» в Ленингр. Малом оперном т-ре (первые 8 картин). — 23 X. Первое исп. сонаты для скрипки и фп. (ор. 80) Д. Ф. Ойстрахом и Л. Н. Обориным. — 3 XI. пост. оперы «Дуэнья» («Обручение в монастыре») в Ленингр. т-ре оперы и балета. — 22 XII. Балет «Ромео и Джульетта» впервые пост. в Большом т-ре.

1947 — Временное улучшение состояния здоровья в результате почти безвыездного пребывания на загородной даче в пос. Николина Гора. — Взлёт творч. активности: завершение 6-й симфонии (первое исп. 11 X, зал Ленингр. филармонии, дир. Е. А. Мравинский), новой редакции 4-й симфонии, а также 9-й фп. сонаты.

1948 — Сближение с дирижёром С. А. Самосудом. — 3 X. Неудачный показ оперы «Повесть о настоящем человеке» в Ленингр. т-ре оперы и балета (закрытый просмотр).

1949 — Тяжёлый рецидив болезни. — Сотрудничество с С. Я. Маршаком (начало работы над симф. сюитой «Зимний костёр» и ораторией «На страже мира»).

1950 — 1 III. Первое исп. сонаты для виолончели и фп. — 19 XII. Первые исп. сюиты «Зимний костёр» и оратории «На страже мира».

1951 — 21 IV. Чествование П. в Союзе композиторов по случаю 60-летия со дня рождения.

1952 — 18 II. Первое исп. симфонии-концерта для виолончели с оркестром. — Присуждение П. персональной пенсии. — Решение об издании избранных сочинений композитора. — Окончание 7-й симфонии (по заказу Всесоюзного радио). — 11 X. Первое исп. 7-й симфонии. — Замысел концерта для двух фп. и струн. оркестра.

1953 — Работа с коллективами Большого т-ра и Моск. муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко по подготовке спектаклей балета «Каменный цветок» и оперы «Война и мир». — П. сочинил эскизы Концертино для виолончели с оркестром и сонаты для виолончели соло. — 5 III. Смерть на моск. квартире от кровоизлияния в мозг. — Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Собрания сочинений:

Тома 1-20, Москва, 1955-67.

Литературные сочинения и письма:

А. Станчинский. Эскизы для фортепиано, «Музыка», 1913, No 148; H. Мясковский. Соната No 1 для фортепиано, там же, 1915, No 210; Музыкальные инструменты футуристов, там же, 1915, No 219; (Об «Игроке»), «Вечерние биржевые ведомости», 1916, 12 мая; (Еще об опере «Игрок»), «Вечернее время», 1916, 13 мая; (О самом себе), «The Musical Observer» N. Y., 1918; Париж, весенний сезон 1925, «De Musica», Временник разряда истории и теории музыки, 1925, вып. 1; Беседа с С. Прокофьевым, «Музыка и революция», 1927, No 3; Музыкальная жизнь Парижа, «Советский театр», 1932, No 12; За шесть дней, «Советское искусство», 1933, 20 янв.; О музыке САСШ, там же, 1933, 26 ноября; Из переписки С. Прокофьева и С. Эйзенштейна, «СМ», 1961, No 4; Письма С. С. Прокофьева к В. В. Держановскому, в кн.: Из архивов русских музыкантов, М., 1962; Прокофьев С. С. и Алперс В. В. Переписка, в сб.: Музыкальное наследство, т. 1, М., 1962; Последнее письмо С. Прокофьева (фотокопия), «СМ», 1963, No 3; «Моя музыка навсегда останется русской», там же, 1970, No 4; Из эпистолярного наследия, публикация подготовлена И. Мартыновым, там же, 1971, No 4; Автобиография, М., 1973; Переписка (с Н. Я. Мясковским), М., 1977. Литература: Н. Сем, XLV вечер современной музыки (фп. пьесы), «Слово», 1908, 20 дек.; Каратыгин В., Молодые русские композиторы, «Аполлон», 1910, No 12; его же, Петербургский летний сезон, там же, 1913, No 7; его же, Музыка, там же, 1914, No 5; его же, 2-й абонементный концерт Зилоти, «Музыкальный современник», 1915, вып. 5; его же, Концерты Прокофьева, «Наш век», 1918, 6 апр., в кн.: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М.-Л., 1965; его же, Достоевский и музыка, «ЖИ», 1921, 15, 29 нояб., 13 дек., в кн.: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М.-Л., 1965; его же, Новая музыка, «ЖИ», 1924, No 23, то же, в кн.: С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания, М., 1961; А, Н., Музыкальный вечер в «Аполлоне», «Аполлон», 1910, No 7; О. В., Концерты в С.-Петербурге. Консерваторский акт, «РМГ», 1914, 1-8 июня; Игорь Глебов (Б. В. Асафьев), Петроградские куранты, ст. 1, 3, 4, 9, 12, «Музыка», 1914, No 203; 1915, No 208-209, 226; 1916, No 249; его же, Первый абонементный концерт Зилоти, «Хроника журнала Музыкальный современник», 1916, No 3; его же, Второй внеабонементный концерт А. Зилоти, там же, 1916, No 5-6; его же, Путь к радости. (О намечающемся в русской музыке новом пути развития), «Новая жизнь», 1917, 26 июля; его же, Предвосхищение будущего, «ЖИ», 1918, 31 окт.; его же, Про композиторов-современников, там же, 1919, 15 янв.; его же, Русская симфоническая музыка за 10 лет, «Музыка и революция», 1927, No 11; его же, Сергей Прокофьев, Л., 1927; его же, За восемь лет, «Современная музыка», 1927, No 19; его же, Прокофьев-исполнитель, «ЖИ», 1927, No 7; его же, К 25-летию музыкальной деятельности Сергея Прокофьева, в кн.: Любовь к трем апельсинам. Опера С. Прокофьева, (Л.), 1934; его же, Три имени. Через прошлое к будущему, «СМ», 1943, No 1, то же, Избр. труды, т. 5, М., 1957; его же, Sergej Prokofev, «Tempo», Praha, 1947, rocnik 19, No 4; то же, «CM», 1958, No 3; (Мясковский H.), Сергей Прокофьев, op. 10. Первый концерт для фортепиано с оркестром, «Музыка», 1914, No 194, то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, Статьи, письма, воспоминания, т. 2, М., 1960; Maлков Н., Концерты в Петрограде, «РМГ», 1915, No 5; его же, Прокофьев в Ленинграде, «ЖИ», 1927, No 8; его же (под псевд. Исламей), А. В. Луначарский о творчестве Бетховена и Прокофьева, там же, 1926, No 22, то же, в кн.: Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1971; Жиляев Н., Сергей Прокофьев, «К новым берегам», 1923, No 1; его же, Характерные черты творчества Прокофьева, в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 1, М., 1924; Сараджев К., Сергей Прокофьев. Концерт для скрипки, ор. 19, «К новым берегам», 1923, No 3; Фейнберг С., О фортепианном стиле С. Прокофьева, там же, 1923, No 1; Беляев В., Возвращение Прокофьева, «ЖИ», 1927, No 6; его же, Сергей Прокофьев. (Творческий и жизненный путь), М., 1932; Богданов-Березовский В., Сергей Прокофьев, «Рабочий и театр», 1927, No 18; Держановский Вл., Увертюра ор. 42 С. Прокофьева, «Современная музыка», 1927, No 19; Кузнецов К., Живой облик Прокофьева, там же, 1927, No 20; Нейгауз Г., Сергей Прокофьев, «Музыка», 1937, No 29; его же, Первая крупная удача, «СМ», 1940, No 10; Hестьев И., Материалы к творческой биографии Прокофьева, «СМ», 1941, No 4; его же, О стиле С. Прокофьева, в сб.: Сов. музыка, вып. 4, М., 1946; его же, Путь Сергея Прокофьева, «СМ», 1953, No 5, то же в кн.: Советская симфоническая музыка, М., 1955; его же, Прокофьев, М., 1957, перераб. и доп. изд. под назв.: Жизнь Сергея Прокофьева, М., 1973; Шлифштейн С., Творчество С. Прокофьева в дни войны, «Информационный сборник», 1944, No 5-6; его же, С. С. Прокофьев. Заметки о творчестве в годы Великой Отечественной войны, в сб.: Сов. музыка, вып. 5, М., 1946; его же, О Прокофьеве — композиторе и человеке, «МЖ», 1961, No 7; его же (сост.), С. С. Прокофьев, Нотографический справочник, М., 1962; его же (сост.), Сергей Прокофьев. (Альбом, М., 1965); его же, Слово о Прокофьеве. К 75-летию со дня рождения, «МЖ», 1966, No 8; Шостакович Д., Советская музыка в дни войны, «Литература и искусство», 1944, 1 апр.; его же, Опера «Война и мир» в концертном исполнении, «Советское искусство», 1945, 12 окт.; его же, Симфония света и радости жизни, «СМ», 1957, Мб; КабалевскийДм., Чудесная дружба, там же, 1961, No 4; Хохловкина A., «Война и мир» Сергея Прокофьева, там же, 1946, No 8-9; К 60-летию С. С. Прокофьева, там же, 1951, No 4; Памяти С. Прокофьева. (Некролог), там же, 1953, No 4; С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания, (сост., ред., примечания и вступ. статья С. И. Шлифштейна), М., 1956, 1961; Журдан-Моранж Э., Парижский сезон, (пер. с франц. Г. Эдельмана), «СМ», 1957, No 6; Берков В., О гармонии С. Прокофьева, там же, 1958, No 8; Maртынов И. И., Сергей Прокофьев, М., 1958; его же, С. Прокофьев. Жизнь и творчество, М., 1974; Сабинина М., Сергей Прокофьев, (М., 1958); её же, «Семён Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева, М., 1963; её же, «Поручик Ниже» в балете, «СМ», 1963, No 7; Ярустовский Б., Опера и современность. Заметки о стиле некоторых советских опер, там же, 1958, No 4; его же. Прокофьев и театр. Заметки о драматургии, там же, 1961, No 4; Боганова Т., О русских традициях в творчестве Прокофьева, там же, 1959, No 8; её же, О ладовых основах и вариантности строения мелодии в поздних симфониях Прокофьева, в кн.: Труды кафедры теории музыки Моск. гос. консерватории, вып. 1, М., 1960; её же, Национально-русские традиции в музыке С. С. Прокофьева, М., 1961; Гаккель Л., О пианистическом искусстве Прокофьева, «СМ», 1959, No 8; его же, Фортепьянное творчество С. С. Прокофьева, М., 1960; его же, О фортепьянном стиле Прокофьева периода 1914-1918 годов, в сб.: Музыка и современность, вып. 2, М., 1963; Блок В., Об эволюции стиля и о некоторых особенностях творческого метода С. Прокофьева, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; его же, Особенности варьирования в инструментальных произведениях Прокофьева, там же, вып. 3, М., 1965; его же, Утверждение героики, «СМ», 1966, No 11; его же, Основные особенности неимитационной полифонии Прокофьева, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; его же, Виолончельное творчество Прокофьева. Исследование, М., 1973; Левашёв Ю., Музыка балета «Золушка» С. Прокофьева, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Запорожец Н. В., Некоторые композиционные особенности творчества С. Прокофьева, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Слонимский Ю., Встречи с Прокофьевым, «МЖ», 1960, No 5; Pайер Ю., Записки балетного дирижера, «СМ», 1960, No 10; Чепелевский С., В мире шахмат, «Шахматы в СССР», 1960, No 12; Дельсон В. Ю., Фортепианные концерты С. Прокофьева, М., 1961; его же, художник мужественный, светлый..., «СМ», 1964, No 8; его же, Самобытный пианист, там же, 1967, No 4; его же. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева, М., 1973; Ермолаев A., О Прокофьеве, «СМ», 1961, No 4; Караев К., Мысли о Прокофьеве, там же; Самосуде., Вспоминая встречи с С. Прокофьевым, там же; Холопова В., Холопов Ю., Фортепианные сонаты Прокофьева, М., 1961; Яунзем И., О Прокофьеве, «СМ», 1961, No 4; её же, Жизнь в песне, там же, 1967, No 12; Мендельсон М., В Алма-Ате, там же, 1962, No 8; её же. Из воспоминаний, там же, 1963, No 3; Орджоникидзе Г. Ш., Фортепианные сонаты Прокофьева, М., 1962; его же, Шекспир и Прокофьев, в сб.: Шекспир и музыка, Л., 1964; Сергей Прокофьев. 1953-1963. Статьи и материалы. (Сост. и ред. И. В. Нестьев и Г. Я. Эдельман), М., 1962, дополн. и перераб., М., 1965; Скорик М., Прокофьев и Шенберг, «СМ», 1962, No 1; его же, Особенности лада музыки Прокофьева, К., 1967; его же, Ладовая система С. Прокофьева, с предисл. Д. Кабалевского, К., 1969; Слонимский С., Черты симфонизма С. Прокофьева, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; его же, Симфонии Прокофьева. Опыт исследования, М.-Л., 1964; Черты стиля Прокофьева. Сб. теоретических статей, (сост., ред. Л. Бергер), М., 1962; Катонова С., Балеты Прокофьева, М., 1962; Арановский М., О некоторых стилевых особенностях лирической мелодики С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 2, Л., 1963; его же, Стилевые черты инструментальной мелодики раннего Прокофьева, там же, вып. 4, М.-Л., 1965; его же, Мир Прокофьева, «МЖ», 1967, No 21; его же, Путь к расцвету, «СМ», 1968, No 4; его же, Мелодика С. Прокофьева. Исследовательские очерки, Л., 1969; Данько Л., Оперы Прокофьева, Л., 1963; Земцовский И., О двух типах трактовки вводного тона в произведениях С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 2, М., 1963; Рождественский Г., Неизведанный мир, в сб.: Музыка и современность, вып. 2, М., 1963; Roгожина Н., Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева, М.-Л., 1964; её же, Романсы и песни С. С. Прокофьева, М., 1971; Степанов О. Б., Мастерство, достойное восхищения, «СМ», 1964, No 11; его же, О некоторых особенностях музыкальной драматургии оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», в кн.: Труды гос. ин-та им. Гнесиных, вып. 8, М., 1968; его же. Синтез новаторства и традиций. («Любовь к трем апельсинам»), «СМ», 1970, No 6; его же, Театр масок в опере С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», М., 1972; Бирман С, Встреча с Прокофьевым, «СМ», 1965, No 9; Василенко С., Балеты Прокофьева, М.-Л., 1965; Глиэр Р., Письма к М. Р. Ренквист (о С. С. Прокофьеве), «СМ», 1965, No 10-11; Кремлёв Ю., Эстетические взгляды С. С. Прокофьева. По материалам высказываний, М.-Л., 1966; Леман A., Его музыка живет, «СМ», 1966, No 4; Тер-Мартиросян Т., Некоторые особенности гармонии Прокофьева, Л., 1966; Тюлин Ю., На пути к признанию. Страницы воспоминаний, «МЖ», 1966, No 8; Якубов М., Величайший мелодист XX века, «СМ», 1966, No 4; его же, Полифонические черты мелодики Прокофьева. (Имитационные формы скрытой полифонии), в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967; Морозов С., Прокофьев, М., 1967 (Жизнь замечательных людей); Холопов Ю., Современные черты гармонии Прокофьева, М., 1967; его же, Диатонические лады и терцовые хроматические системы в музыке Прокофьева, в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967; Xолoпова В., О ритмике Прокофьева, там же; её же, Симметрия интервалов в музыке Прокофьева, «СМ», 1972, No 4; Тараканов М., Стиль симфоний Прокофьева. Исследование, М., 1968; Кончаловская Н., Непридуманные рассказы. Праздник в будни, «Москва», 1969, No 11; Киселева Е. И., Полигармония и политональность в творчестве С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, M., 1970; Сохoр A., Воплощая ленинскую тему, «СМ», 1970, No 4; Pаисов Ю., Еще раз о политональности, «СМ», 1971, No 4; С. Прокофьев. Статьи и исследования, сост. В. Блок, М., 1972; Eвсеева Т., Сергей Прокофьев — пианист, «МЖ», 1972, No 8; Куницына И. С., Роль имитационной полифонии в драматургии музыкальной формы произведений С. С. Прокофьева, в кн.: Научно-методические записки Уральской консерватории, вып. 7, Свердловск, 1972; Poulenc F., La musique de piano de Prokofieff, в кн.: Musique russe, v. 2, P., 1953 (рус. пер. — Пуленк Ф., Его фортепианная музыка, «СМ», 1968, No 4).

И. В. Нестьев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Список сочинений Прокофьева
Оперное творчество Прокофьева
Фортепианное творчество Прокофьева
Фортепианные сонаты Прокофьева
Прокофьев-пианист

реклама

вам может быть интересно

Опера комик Термины и понятия
Блокфлейта Музыкальные инструменты

Персоналии

рекомендуем

смотрите также

Греческая музыка Национальные культуры
Детская музыка Термины и понятия
En tournant, ан турнан Балет и танец
Брамс Иоганнес Биографии
Квинтон Музыкальные инструменты
Ритурнель Термины и понятия
Ревю Термины и понятия
Тюйдук Музыкальные инструменты
Переменный лад Теория музыки
Бард Термины и понятия

Реклама