Творческий портрет Брамса →
Список сочинений Брамса →
Брамс (Brahms) Иоганнес (7 V 1833, Гамбург — 3 IV 1897, Вена) — немецкий композитор, пианист, дирижёр. Один из выдающихся представителей европейской музыкальной культуры второй половины 19 века.
Обучался музыке сначала у отца, игравшего на мн. инструментах, затем у Э. Марксена. Родом из бедной семьи, Брамс провёл детство в нужде. Несмотря на это, мн. писал и к 20 годам был автором ряда сонат, квартетов, песен, к-рые потом почти все уничтожил. Наиболее ранние среди опубликованных произв.: 3 фп. сонаты, песни. В 1853 вместе с венг. скрипачом Э. Ременьи совершил конц. турне по городам Германии. В Ганновере встретился со скрипачом Й. Иоахимом (с к-рым в дальнейшем Брамса связывала тесная дружба), в Веймаре — с Ф. Листом, в Дюссельдорфе — с Р. Шуманом и Кларой Шуман, любовь и дружбу к к-рой Б. сохранял всю жизнь. Поражённый самобытным талантом молодого и до тех пор неизвестного композитора, Р. Шуман написал в созданном им «Новом музыкальном журнале» («Neue Zeitschrift fur Musik») статью «Новые пути», в к-рой приветствовал талант Брамса. С кон. 50-х гг. Брамс работал дирижёром любительских хоров, писал сочинения для домашнего музицирования, изучал нар. песню, обрабатывал и пропагандировал её. «Народная песня — мой идеал», — говорил Брамс. Рубеж 50-60-х гг. — важная веха в творч. формировании Брамса. Кончается период «Бури и натиска», ярко запечатлённый в 1-м концерте для фп. с оркестром (1854-59). Композитор стоит на пороге зрелости, приходит к осознанию своих творч. задач. Между совр. ему враждующими лагерями — сторонниками Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и эпигонами Ф. Мендельсона и Р. Шумана (лейпцигская школа) — композитор занял особое место. Не примкнув ни к одному из этих направлений, он взял от каждого ценные черты, по-своему их претворив. В 1862 Брамс переехал в Вену, ставшую для него второй родиной (в Гамбурге композитор не мог найти работы). Он успешно выступал как пианист, как руководитель хора в Певческой капелле (1863-64) и в Обществе друзей музыки (1872-75). С сер. 70-х гг. Брамс целиком отдаётся творч. деятельности. Он часто выступает с исполнением своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует. Это годы обществ. признания и ширившейся славы композитора.
Два значит. произведения стоят в начале периода худож. зрелости Брамса: фп. квинтет (1861-64) и «Немецкий реквием» (1857-68). Квинтет ещё связан с настроениями «Бури и натиска», отличается множественностью образов. сменяющихся в беспокойно-порывистой манере, тогда как в «Немецком реквиеме» усиливается эпич. струя, драматич. переживания передаются суровее и сдержаннее, в более объективных тонах, композиция приобретает широкие, монументальные очертания. Такой своеобразный параллелизм сохраняется и в последующем творчестве Б. Композитор почти одновременно писал различные по эмоц. содержанию произв. — «Академическая торжественная увертюра» (1880) и «Трагическая увертюра» (1880-81), эпическое 3-е фп. трио (1886) и патетическая 3-я соната для скрипки и фп. (1886-88) и др.
Контрастом образов отмечено содержание самых выдающихся сочинений Б. для оркестра — 4 симфоний, написанных с сер. 70-х до сер. 80-х гг. К концу 80-х гг. творч. активность Б. слабеет. Он задумывает ряд крупных сочинений, но осуществляет лишь замыслы камерных пьес. Сужается круг не только жанров, но и образов, сказываются усталость от жизненной борьбы, мучительная болезнь. Музыка этого периода — квинтет с кларнетом (1891), для голоса с фп. «Четыре строгих напева» (1896) и др. — отличается глубиной и тонкостью переживаний, нравственной чистотой. Свою немеркнущую любовь к нар. творчеству Б. запечатлел в сб. обработок 49 песен для голоса.
Муз. наследие Б. обширно: оно охватывает мн. жанры (за исключением оперы) — симф., камерные, вок. и инструментальные. Совершенная композиторская техника Б. основывается на великолепном знании музыки разных эпох и стилей. В свободном владении средствами контрапункта и мотивно-вариационного развития Б. не имел себе равных среди современников. Композитор отразил в своих произв. сложный душевный мир современника. Его музыка воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, она полна тревоги за судьбу человека, проникнута беспокойной порывистостью, мятежным чувством, ей присущи душевная отзывчивость, порой она обретает эпическую мощь.
В муз. иск-ве 2-й половины 19 в. Б. явился наиболее глубоким и последовательным продолжателем классич. традиций, обогатившим их новым романтическим содержанием. Драматизм музыки Б. преемственно связан с творчеством Л. Бетховена; стремление к опоре на бытовые песенно-танц. жанры — с Ф. Шубертом; страстный, напряжённый тон личного повествования — с Р. Шуманом; мятежный пафос — с Р. Вагнером. В музыке Б. как бы два полюса — бурно протестующее, «взрывчатое» начало и интимная задушевная лирика широкого дыхания. Страсть и нежность, порыв и отчаяние сплетаются в единый клубок противоречий. Эмоц. взбудораженность, щедрость фантазии порождают контрасты настроений, свободную рапсодичность в их смене. Но верный ученик и последователь венских классиков, Б. поставил перед собой трудную задачу: кипящую лаву романтич. чувств облечь в стройные классич. формы, умерить лирич. взволнованность рациональным, взвешенным наблюдением. В этом сочетании классического с романтическим, в его усложнённом претворении заключается своеобразие творчества Б. Свободно-импровизационное, поэмное начало соединяется у композитора со строгой дисциплиной мышления, железной логикой развития, основанной на использовании классич. структурных закономерностей. Музыка Б. отмечена чертами подлинного новаторства. Её своеобразие заключается прежде всего в богатстве оттенков, переходов от одного состояния к другому, в сопоставлении и взаимосвязи контрастных образно-эмоц. сфер. Стремление к передаче эмоц. состояний в их изменчивости и многозначности потребовало тонкого, детализированного штриха. Так, в монументальный жанр симфонии Б. привнёс черты камерности. В отличие от Г. Берлиоза, Р. Вагнера или Ф. Листа, Б. более график, чем колорист: образующие его музыку мотивы переплетаются в прихотливом рисунке. Он — строитель, созидатель крупной, непрерывно развивающейся формы. Особенно велики достижения Б. в области симф. музыки. В годы, когда на Западе симфония переживала кризис, он выступил с новой концепцией, доказав своим творчеством жизнеспособность симфонии классич. типа. Вслед за Л. Бетховеном и Ф. Шубертом Б. трактовал циклич. композицию симфонии как инстр. драму, четыре части к-рой объединены определённой (каждый раз индивидуально решённой) поэтич. идеей. Содержание окаймляющих, крайних частей симфоний Б. обычно отмечено напряжённой конфликтностью, тогда как средние служат отдохновением, лирич. отступлением в разбушевавшейся стихии драматич. столкновений. Контрастно содержание четырёх симфоний, написанных с сер. 70-х до сер. 80-х гг. Патетич. складом отмечена музыка 1-й симфонии (1874-76), пасторальностью — 2-я симфония (1877), героику дерзаний выражает 3-я симфония (1883), трагизм преобладает в 4-й симфонии (особенно в финале; 1884-85). По своему худож. непреходящему, историч. значению с симфониями Б. могут быть сопоставлены его 4 инстр. концерта (2 концерта для фп. с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром), к-рые Б. трактует как симфонии с солирующими инструментами. В отличие от порывистого, эмоционально-неуравновешенного 1-го фп. концерта, 2-й фп. концерт (1878-81) более целен по замыслу: эпич. широтой, богатырским размахом отмечена 1-я ч., демонический склад присущ музыке скерцо, 3-я ч. преисполнена возвышенным чувством, финал — жизнерадостным весельем. Концерт для скрипки с оркестром (1878) наряду со скрипичными концертами Л. Бетховена, Ф. Мендельсона и П. И. Чайковского принадлежит к лучшим образцам конц. скрипичной лит-ры. В двойном концерте для скрипки и виолончели (1887) Б. использовал нек-рые приёмы старинного concerto grosso. Б. — автор 7 вок.-симф. произв. Наиболее значителен из них своеобразный по замыслу «Немецкий реквием». Композитор отказался от лат. католического текста заупокойной мессы, заменив его немецким, заимствованным из духовных книг. Эпич. мощь и проникновенный лиризм — основные сферы выразительности реквиема. Б. не живописует ужасов «страшного суда», не обращается с мольбой о покое для усопших — он стремится к утешению тех, кто потерял близких, стремясь вселить в души страждущих и несчастных бодрость и надежду (выделяются мощные фуги 3-й и 6-й ч., лиризм 4-й и 5-й).
Вок. музыка широко представлена в творчестве Б. — ок. 200 оригинальных песен для одного голоса с фп., 20 вок. дуэтов, 60 квартетов, ок. 100 хоров без сопровождения или с сопровождением. Вок. музыка служила Б. своеобразной лабораторией. В работе над ней и как композитор и как руководитель певческих объединений Б. тесно соприкасался с демократич. муз. бытом. Круг поэтов, отражённый в вок. музыке Б., широк. Преимущественно его привлекали тексты, отличающиеся эмоц. непосредственностью. Нар. поэзия, к к-рой часто обращался Б., служила ему высшим образцом. Свои сольные сочинения Б. называл «песнями» или «напевами» для голоса с фп. Названием он стремился подчеркнуть ведущее значение вок. партии (продолжал традиции Ф. Шуберта). С этим же связано предпочтение им строфической (куплетной) формы. «Мои небольшие песни мне милее развернутых», — говорил композитор. Вок. лирика Б. очень разнообразна. Большую группу образуют песни нар. склада, в к-рых заметно воздействие нем., австр., порой славянской мелодики. Иногда в них звучит бодрый ритм шага, неуклонного движения марша. Часто возникают танц.-жанровые образы австр. лендлера или вальса. В этих песнях сосредоточены самые тёплые, наполненные открытым, непосредственным чувством, страницы музыки Б. Иным содержанием отмечена область философской лирики. Это — сдержанные раздумья, страстные мечты о покое. Тот же круг образов прослеживается в вок. ансамблях и в хоровой музыке. Среди ансамблей выделяются 2 тетр. «Песен любви», обозначенных автором как вальсы для 4 голосов и фп. в 4 руки. Особое место в вок. творчестве Б. занимает обработка нар. песен (св. 100). К этой работе Б. обращался на протяжении мн. лет и подходил к ней очень требовательно. В равной мере его волновали песни разных времён. Прежде всего, его интересовала не историч. достоверность напева, а выразительность муз.-поэтич. образа. С большой чуткостью он относился не только к мелодиям, но и к текстам, тщательно отыскивая их лучшие варианты. Обработки Б. отличаются тонкостью в претворении деталей нар. мелодии.
Другой творч. лабораторией являлась для Б. область камерно-инстр. музыки. В ней особенно ярко проявилась характерная для композитора склонность к отделке деталей. На 1854-65 приходится наибольшее количество камерных произв. — 9 различных ансамблей. Среди них 1-е фп. трио (1854), трио с валторной (1856) и одно из наиболее значит. сочинений Б. — фп. квинтет. Создавая эти произв., композитор находился в состоянии творч. брожения и пробовал себя в разных направлениях. Он то обрушивает на слушателя лавину обуревающих его драматич. переживаний, то стремится найти более сдержанные, классич. средства выражения. Но всюду раскрывается целомудренный и чистый облик романтич. мечтателя. В 1873-82 Б. создал всего 6 камерных сочинений и роль их менее значительна, т. к. интерес композитора был сосредоточен на произв. крупных форм. Однако после создания 4-й симфонии Б. написал 2-ю и 3-ю скрипичные сонаты, 2-ю виолончельную сонату (закончена в 1886) и 3-е фп. трио, явившиеся вершиной его камерного творчества. В творчестве Б. усиливается героико-эпич. направление и в то же время личные мотивы приобретают подчас характер внутреннего надлома. По признанию композитора, фп. было его любимым инструментом (в 16 из 24 камерно-инстр. произв. Б. участвует фп.). Б. был выдающимся пианистом, но в зрелые годы не выступал с исполнением чужих произв. На формирование фп. творчества Б. оказали воздействие произв. И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, вальсы И. Штрауса. Для фп. произв. Б. характерны плотная, контрапунктически развитая фактура, тонкая мотивная разработка. Технике композитор отводил служебную роль, избегал внешних конц.-виртуозных эффектов, но прекрасно владел выразительными ресурсами фп., особенно приёмами мелодич. голосоведения. Произв. Б. отмечены ритмич. разнообразием, многоплановостью фактурного изложения. Фп. наследие Б. составляют 3 сонаты (1852-53), вариационные циклы (среди них 2 тетр. «Вариаций на тему Паганини», 1862-63), баллады и рапсодии, 27 небольших пьес (не считая написанных для фп. в 4 руки). В них воплотились различные стороны творчества композитора. Сначала он был увлечён сонатными циклами, потом разрабатывал вариационную технику, а с сер. 60-х гг. обратился к миниатюре. Это — «Вальсы» (1865), запечатлевшие образы венского муз. быта, и «Венгерские танцы» (изд. т. 1-2, 1869; т. 3-4, 1880) — дань восхищения венг. фольклором. В вальсах Б. предстаёт «шубертианцем», их музыка приближена к характеру лендлера, пронизана песенными интонациями. «Венгерские танцы» более контрастны, в рамках одной пьесы Б. сочетает несколько мелодий. «Вальсы» и «Венгерские танцы» Б. в переложении для различных инструментов и оркестра приобрели широчайшую популярность.
В произв. последнего периода творчества Б. — «Каприччио» (3 пьесы) и «Интермеццо» (14 пьес) — раскрываются личные, интимные грани душевной жизни композитора. Гибкая передача настроений отмечена предельным лаконизмом, а сложное содержание выражено скупыми средствами, в первую очередь «говорящим» складом мелодики.
Основные даты жизни и деятельности:
1833 — 7 V. В семье валторниста гражд. ополчения Гамбурга Иоганна Якоба Б. (впоследствии контрабасиста Гамбургского филармонич. оркестра) родился сын Иоганнес.
1840 — Начало занятий музыкой с отцом. — Позже с пианистом-педагогом О. Ф. Косселем.
1843 — Участие в качестве пианиста в ансамбле, организованном отцом. — Занятия с Э. Марксеном по теории музыки и композиции. — Работа тапёром в матросских кабачках, в драматич. т-ре; для заработка вынужден давать частные уроки.
1847-48 — Пребывание в Винзене в семье Гизмана, владельца мельницы, где Б. дирижирует деревенским муж. хором, обрабатывает нар. песни и создаёт хор. произв.
1848 — 21 IX. Первое публичное выступление в качестве пианиста-солиста.
1853 — Концертное турне по городам Германии с венг. скрипачом Э. Ременьи. — Знакомство в Ганновере со скрипачом и композитором Й. Иоахимом, ставшим его другом, поддержавшим Б. в тяжёлую минуту разрыва с Ременьи. — Знакомство в Веймаре с Ф. Листом, благожелательно отнёсшимся к Б. — Путешествие по Рейну. — 30 IX. Первый визит в дом Р. Шумана в Дюссельдорфе. — Знакомство с Кларой Шуман. — 28 X. Появление в «Neue Zeitschrift fьr Musik» статьи Р. Шумана «Новые пути», в к-рой он приветствовал талант Б. — В фирме «Брейткопф и Хертель» выходят первые сочинения Б.: соната для фп. (ор. 1, посвящ. Й. Иоахиму), соната для фп. (ор. 2, посвящ. К. Шуман), песни (ор. 3, посвящ. Б. фон Арним).
1854 — Пребывание в Ганновере. — Знакомство в доме Й. Иоахима с X. фон Бюловом, к-рый исполняет 1-ю часть фп. сонаты (ор. 1). — II. Тяжёлое психич. расстройство у друга Б. — Р. Шумана; переезд в Дюссельдорф для помощи К. Шуман.
1856 — 29 VII. Смерть Р. Шумана. — Поездка в Швейцарию с К. Шуман.
1857 — Приглашение на службу к княжескому двору в Детмольде, где Б. даёт уроки игры на фп., руководит придв. хором и выступает в качестве пианиста в придв. концертах.
1859 — I. Первые публичные исполнения 1-го фп. концерта (под упр. Й. Иоахима в Ганновере, Рица — в Лейпциге). — Недоброжелательная критика концерта в Лейпциге. — 6 XII. Первое, после успеха в др. городах, выступление Б. в Гамбурге. — Работа с женским хором, для к-рого Б. создаёт мн. хор. произв.
1860 — Жизнь в Гамбурге, где Б. тщетно надеется получить место дирижёра Гамбургской филармонии и Певческой академии.
1862 — 8 IX. Отъезд в Вену. — Концерты в Вене, где Б. с успехом выступает как пианист и композитор.
1863-1864 — Б. руководит Венской певческой академией.
1864 — 6 II. Знакомство с Р. Вагнером, с к-рым впоследствии отношения складываются неблагоприятно. — Лето в Баден-Бадене, знакомство с И. С. Тургеневым, П. Виардо-Гарсиа, А. Г. Рубинштейном, И. Штраусом и др.
1868 — 10 IV. Первое исполнение «Немецкого реквиема» в Бременском кафедральном соборе (затем в Лондоне — 1871, в Петербурге — 1872, в Париже — 1875).
1869 — Появление в «Байрёйтской газете» статьи Р. Вагнера «О дирижировании», направленной против Б. — Решение навсегда остаться в Вене.
1872 — Назначение Б. худож. рук. Общества друзей музыки в Вене. — Обработка партитур И. С. Баха и Г. Ф. Генделя для своих конц. выступлений.
1875 — Отказ от руководства Обществом друзей музыки.
1876 — Конц. турне в Голландию и др. страны. — Выступления в качестве дирижёра и исполнителя собственных произв. — Б. получает почётное звание доктора музыки Кембриджского ун-та (Б. отказывается от этого звания из-за невозможности лично присутствовать на присуждении). — Завершение 1-й симфонии, первое исп. 4 XI 1876.
1877 — Награждение Б. золотой медалью Лондонского филармонич. об-ва.
1878 — Исполнение 2-й симфонии на праздновании 50-летия основания Гамбургской филармонии. — Чествования Б. в Гамбурге. — Знакомство с А. Дворжаком, помощь в опубликовании и исполнении его произв.
1879 — Конц. турне по Венгрии с Й. Иоахимом.
1880 — Участие в качестве дирижёра на торжеств. открытии памятника Р. Шуману.
1882 — Концерт в Вене из произв. Б.; присутствие на нём Ф. Листа.
1883 — Отдых в Висбадене, где проживала молодая певица Э. Шпис; ей посвящены песни (ор. 96 и 97). — Создание 3-й симфонии (1-е исп. в Вене — 2 XII).
1885 — Окончание 4-й симфонии (1-е исп. в Мейнингене — 17 X).
1886 — Лето в Швейцарии. — Избрание Б. почётным президентом Венского общества музыкантов.
1887 — 18 X. Исполнение двойного концерта для скр. и влч.
1889 — Получение рыцарского креста ордена Леопольда и избрание Б. почётным гражданином Гамбурга.
1890 — Поездка в Италию.
1893 — Торжества по случаю 60-летия Б. — Поездка в Италию. — Издание нар. песен.
1895 — «Брамсовские торжества» в Лейпциге и Мейнингене. — Награждение Б. австр. «Почётным крестом за искусство и науку».
1896 — Болезнь композитора.
1897 — 3 IV. Смерть композитора от рака печени.
Литература:
Финдейзен H., И. Брамс, «РМГ», 1897, No 5/6; Шольц В., И. Брамс (Критико-биографич. очерк), «РМГ», 1899, NoNo 13-18; Соллертинский И., Вторая симфония Брамса, Л., 1936; его же, Четвёртая симфония Брамса, Л., 1940; его же, Третья симфония Брамса, Л., 1941; его же, Музыкально-исторические этюды. Симфонии Брамса, Л., 1956, Исторические этюды, Л., 1963, с. 276-300; Друскин М., История зарубежной музыки, вып. 4. Иоганнес Брамс, М., 1958, с. 71-115, 1967; его же, Иоганнес Брамс, М., 1959, 1970; Левик Б. В., Музыкальная литература зарубежных стран. Иоганнес Брамс, вып. IV, М., 1958, с. 239-279; Гольдшмидт Г., Наследие Иоганнеса Брамса, в сб.: Избранные статьи музыковедов Германской Демократической Республики, сост. Н. Нотович, пер. с нем., М., 1960, с. 137-52; Гейрингер К., И. Брамс, пер. с нем., предисл. Б. Левика, М., 1965, с. 370-74, 392-430 (указатель произв. Брамса и лит. о нём); Царёва Е., К проблемам И. Брамса, в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971.
M. С. Друскин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Список сочинений Брамса →
Вокальное творчество Брамса →
Камерно-инструментальное творчество Брамса →
Симфоническое творчество Брамса →
Фортепианное творчество Брамса →